Итак, человек, вступая на путь разумных преобразований, стремится изменить к лучшему свою жизнь, и сталкивается с трудностями использования избыточного внимания, которое служило для поддержания животных генераций и рефлекторных напряжений. В частности максимально использовалось в процессе концентрации и поиска не удовлетворяющего. Кроме этого, процесс снижения внутренней избыточности, возбуждения, перенапряженности, энергонасыщенности во многом инициируется быстрым развитием среды общества, ее систем и структур. Цивилизация дает все больше возможностей упростить свою жизнь и деятельность вне зависимости от желания или устремленности конкретного человека к снижению внутреннего избытка. Люди освобождаются от тяжелого физического труда, жилищные условия становятся все более комфортными. Но при этом доступность и обилие разнообразной информации буквально обрушивается на человека. Не подготовленный к расширению процесса осознания происходящего в жизни и внутри себя, современный человек на первый взгляд без каких-либо реальных причин входит в нестабильное психическое состояние, полностью теряет дееспособность и внутреннюю управляемость. Во многом этому способствует расширение в современном мире возможности получения информации о происходящем в самых широких пределах и в самых узких направленностях жизни. Человек невольно узнает о многом из того, что не способен понять из-за не готовности своего мировоззрения. Он попросту не знает, что делать с полученной информацией, зачем ему столько техники, зачем ему Интернет. Возникающие при этом неразрешимые неопределенности инициируют в сознании через действие установок инстинктов негативное отношение к массе ежедневно получаемой информации. Базовый физиологический рефлекс в ответ на негативное отношение к условиям жизни образует «готовность к выташниванию», неприятие, готовность к противлению, противоборству. Эти состояния не проходят ни во время работы, ни дома, ни на отдыхе, везде находится кто-то или что-то вызывающее неприятие и брезгливость. Постоянная напряженность и возбуждение, негативное отношение к информации перегружает зрительный и слуховой тракт. Рефлекторными напряжениями сдерживания человек пытается притормозить нескончаемый поток нового, но этот «шум» его настигает везде. Куда ни пойди, везде реклама, музыка, потоки машин и людей. По мере увеличения избыточности информации человек становится агрессивным, неуправляемым, брюзжащим. Его начинает буквально трясти от нервного перевозбуждения. В результате он находит выход в том, чтобы сократить приток информации, для этого снижает уровень использования СМИ, отключает Интернет, выбрасывает телевизор. Несколько дней спокойствия сменяется возбуждением и беспокойством. Отсутствие информации оказывает действие, не менее отрицательное, чем ее обилие. Причина все в том же действии установок системы инстинктов, заставляющих человека оценивать происходящее на свой вкус. То, что не нравится, он сдерживает, а то, что нравится, использует, этим образует две цели, пребывая то в одной, то в другой. Для системы инстинктов оставленная на время без внимания область жизни, пока он занимается другим, сразу становится неопределенностью, в которой возможно зарождается что-то опасное и вредное для человека. В итоге, происходящее во внешней сфере жизни, в связи с отсутствием информации, инициирует ожидание возможного вреда и опасности. Что укрепляет в сознании человека идею злонаправленности окружающей среды жизни, а перевозбуждение и напряженность только возрастают.
Поэтому выход не в том, чтобы заткнуть уши и закрыть глаза, ничего не видеть и не о чем не слышать. В отличие от животного человек обладает абстрактным мышлением и от мыслей не может спрятаться нигде. Животная система, не получая от разума проанализированную информацию о происходящем вовне, обязательно усиливает уровень рефлекторных программ собранности и готовности ко всему. Готовит человека к противоборству с, возможно, вредным и опасным, ширящимся вовне и надвигающимся на него.
Таким образом, попытки изолироваться, как от происходящего вовне, так и задавить, сдержать происходящее внутри себя, становящееся все более ощутимым, приводят человека в неуправляемое внутреннее состояние. Хочет того человек или нет, ему приходится меняться вместе с изменением среды жизни. Как показывает анализ, процесс преобразований в любом случае, ведется ли он по собственной инициативе или нет, сопровождается выделением избытка энергии и свободного внимания. В одном случае, используя процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, человек это свободное внимание направляет в распоряжение системы разума. Что позволяет использовать избыток энергии на ведение изменений к лучшему по каждой направленности жизни. В другом случае избыток энергии и свободное внимание возвращаются в распоряжение системы инстинктов, чтобы привести человека в состояние «готовности ко всему». Подобный возврат происходит до тех пор, пока не кончатся силы на перекачивание избыточной энергии. Однажды случится событие, которое заставит человека посмотреть на себя и свою жизнь со стороны и увидеть бесполезность постоянной нацеленности бороться. Установки инстинктов призывают бороться за то, чтобы не умереть от голода. Но в развитых странах люди не голодают, значит, нет предмета борьбы.