Итак, не подготовленный к расширению процесса осознания происходящего в жизни и внутри себя, современный человек сталкивается с возможностью получения информации в самых широких пределах и в самых узких направленностях жизни. Для животного новое, это возможность поймать новую добычу. Поэтому оно всегда реагирует на новое собранностью и готовностью ко всему, либо напасть, либо спасаться самому. Управляющее действие системы инстинктов в ответ на обилие нового и полезного для человека в современном мире заставляет его тоже быть в собранности и готовности ко всему. То есть быть в постоянном протесте, который ведет к усталости. Жизнь улучшается, а человек без реальных причин входит в нестабильное психическое состояние, полностью теряет дееспособность и внутреннюю управляемость.
Все это делает затруднительными разумные преобразования. Человек перегружен, перенапряжен и перевозбужден. Инициативная активность, направленная на расширение познаний и системное переосознание своих представлений о прошлом, происходящем и будущем, представляется ему дополнительной нагрузкой. Не зная другого способа обретения знаний, кроме чтения специальной литературы, он боится, что придется изучать разные направления жизни, деятельности, устройство самого человека. Не понятно, что конкретно читать, какие передачи смотреть по телевизору, может быть, забросить все и только учиться? Этими вопросами и сомнениями человек всячески оттягивает начало разумных преобразований, и пока хватает сил, терпит. Конечно, учиться не вредно. Но учиться ради учебы, не известно для чего, не менее вредно, как и не учиться вообще. Поэтому выход состоит в том, чтобы в первую очередь понять, что является главным, ради чего стоит тратить время на учебу, какую конкретную пользу для продолжения жизни это принесет. Если человек не ставит в качестве смысловой нацеленности пользу для продолжения и продления жизни, система инстинктов заставляет делать запасы. Она должна своими способами содействовать процессу продолжения жизни, в том числе запасами знаний по любым отраслям науки и общественной жизни. Что как раз и является учебой ради учебы.
Необходимо учитывать, что интерес к преобразованиям не возникает сам по себе. Интерес определяется смыслом самой жизни. Если интересно достигать поставленных целей, то требуются силы и запасы. Если интересно жить, то интересно содействовать процессу продления жизни, и при этом достигать всех поставленных целей. Но они не будут являться целями сами по себе, а будут средством продления жизни. В том случае когда человек сначала обдумывает, осмысляет и принимает в качестве главного для себя развитие таких возможностей, которые содействуют продлению жизни, он тоже читает и смотрит телевизор. Но при этом вкладывает разумный смысл в эти занятия: определяет и организует поступающий поток информации, ориентируя его относительно движения по жизни в направлении главного и своих жизненных интересов. Поэтому в любом общении или в любой информации человек в первую очередь стремится найти возможность лучшего продолжения развития ситуации. Если это взаимодействие с людьми, то ищет возможность продолжения диалога. Не осуждает, не настаивает на своей правоте, не учит людей жить. При этом не остается равнодушным к их проблемам, а стремится быть системно и реально полезным. Если это новая информация, то ищет возможность ее использования для возобновления новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Такой способ потребления информации постепенно позволяет человеку выяснить, происходящее в каких направленностях жизни ему легче понимать и предвидеть в них развитие будущих событий. В этих предвидениях появляются наметки, определяющие направленность индивидуальных возможностей. Постепенно, организуя жизнь, он всемерно содействует развитию и совершенствованию своих индивидуальных способностей, соответствующим образом организуя свой процесс познания и переосознания происходящего в окружающем мире, в жизни и в себе самом. Из этого следует, что человек живет той же жизнью, что и все остальные люди, но при виде нового вместо собранности и готовности ко всему образует интерес, можно ли использовать это новое для продления жизни. Для этого проводит переосознание, чтобы на основе новой информации пересмотреть возможность изменений к лучшему в каждой направленности жизни. Интерес к продолжению познания и переосознания инициируется устремленностью определять суть и смысл происходящего, а также направленность будущего развития событий в каждом объеме жизни, включенном в систему жизненных интересов. Когда человек, основывает свои предположения на знаниях об основах строения данного объема жизни, ему интересно проверить, насколько они совпали с реальным ходом событий. Отступления реальных событий от предположений вызывают интерес к тому, чтобы разобраться, что не учтено. Захочется покопаться в литературе, что-то выяснить, собрать новую информацию, и на этом основании создать серию следующих предположений о ходе развития существующего во всех сферах жизни в будущем, в том числе в интересующей направленности. Так постепенно инициируется интерес к расширению познаний, и одновременно к ведению системного переосознания прошлого, происходящего и будущего. Обретаемая информация становится полезной и не уводит от реализации жизненных интересов, так как обращена в сторону главного для себя.