У системы инстинктов и системы разума одна задача «обеспечить продолжение жизни человека». Система инстинктов для этого инициирует генерации страха и неприятия, чтобы живое существо, в том числе человек, мог мобилизовать все свои силы на борьбу за создание запасов энергии в теле и рядом с собой. Животное руководствуется сменой времен года и использует в пищу и для укрытия то, что предоставляют условия среды обитания. Жизнь заставляет его определиться в объеме необходимого и достаточного. Человек не голодает и сам создает условия для жизни. Его жизнь не зависит от наступления холодов или тепла, поэтому он давно потерял представление о необходимом и достаточном для продолжения жизни. Если он не инициирует свою активность интересом, система инстинктов делает это с помощью страха не насыщенности. В итоге человек, не решающий задачу «продолжения жизни» разумным путем делает это путем животным.
Таким образом, для того чтобы не инициировать в сознании неприятие ко всем и ко всему, этим не поддерживать ощущение надвигающейся опасности, требуется определиться с величиной необходимого и достаточного для продолжения жизни. Конечно, этот объем определяется на текущий момент. Человек находит согласие с тем, чем он владеет, в том числе со своими возможностями и с тем, что происходит на текущий момент в его жизни. Раз он продолжает свою жизнь, значит, у него есть все необходимое для этого. В противном случае он помчался бы в магазин или учиться чему-то. Если человек намеревается развивать и совершенствовать индивидуальные возможности, значит, и в дальнейшем сможет поддерживать обеспеченность в объеме необходимого и достаточного. Ведь индивидуальные возможности развиваются только во взаимодействии с окружающими людьми, путем углубления взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего. Становясь все более свободным, человек не только сам сможет проявлять все более совершенные возможности, но и содействовать в этом своим партнерам. Индивидуальные возможности требуют минимальных физических затрат, потому что в основном ложатся на процесс мышления. Следовательно, пока человек способен двигаться, он сможет приносить реальную пользу. Значит, сможет обеспечивать себя.
Лишь твердо удерживая в видении реально необходимое и понимая, как сделать его доступным для себя, человек способен не вводить себя в тягостное ожидание опасности, в котором рождается страх. Состояние страха, поднимая уровень внутренней избыточности и комплекс напряжений «готовности ко всему», поглощает все свободное внимание, которого не хватает для организации и совершенствования жизни, для планомерного и системного движения к лучшему для себя в будущем.Состояние ожидания опасности инициируется неопределенностью человека в достаточном для себя в будущем, и возможности сделать его доступным. Генерации страха «приближения окончания жизни» заставляют в настороженности и сверхчувствительности реагировать на любые изменения в жизненной ситуации и внутри себя. Необходимо учитывать, что представление о «минимально необходимом и достаточном» требуется человеку для того, чтобы устранить в системе инстинктов неопределенность относительно обеспеченности. Этим упредить управляющее действие инстинктов. В установках системы инстинктов объем необходимого и достаточного определяется наличием еды и тепла. При этом все равно, ест человек просто хлеб или мажет его маслом и икрой. Важно само понятие «еда». То же самое касается тепла. Не имеет значения, у него дом или маленькая комната, главное, есть крыша над головой и он под этой крышей может жить. Наличие этих двух условий позволяет человеку инициировать свою активность интересом, и каждым шагом инициировать развитие индивидуальных возможностей. Проявлять инициативную активность, руководствуясь системой разума. Не задумываясь о необходимом минимуме для себя, человек пребывает в неопределенности относительно возможности обеспечить себя в будущем. Он создает запасы на будущее и животным способом контролирует внешнюю и внутреннюю сферы жизни. Это контроль нельзя организовать разумно, так как неопределенность не позволяет создать опорные точки для считывания нужных параметров. Следовательно, разуму нечего анализировать. Не устремляя видеть главное для себя в будущем, направленность развития своих индивидуальных возможностей и минимально достаточного для их реализации, человек оставляет свой разум без необходимой информации. В связи с этим, контрольную функцию перехватывает животная управляющая система. Она организует контроль с помощью испытания силой: степенью прижатия к внутренней поверхности линии опоры замеряет избыточность энергонасыщенности и внутренней напряженности. Напряжением языка контролирует способность фиксировать условные рефлекторные позиции имитируемое «нажеванное» за левой щекой, «негодное» у правого нижнего клыка, «косточку ущербности». Обжатием желудка и давлением средней части левой стороны языка на проток левой околоушной слюнной железы контролирует способность сдерживать ощущение голода. Степенью зажатия мышечных сфинктеров заднепроходного отверстия и мочеиспускательного клапана определять готовность терпеть. Жесткостью стойки – готовность к противлению и противоборству. Сжатием суставов – уровень реализации внутренней собранности. Конечно, все эти показатели ни в коей мере не оценивают реальную готовность человека реализовывать свои действия в будущем и обеспечивать себя необходимым. Они только успокаивают страх, рождающийся из-за невозможности организовать информационный контроль, реально отображающий суть жизненной ситуации в настоящем и будущем.