Итак, по причине нездоровья или жизненных неприятностей человек решается на разумные преобразования. Реализуя задачу «продления жизни», он надеется за счет развития индивидуальных возможностей повысить уровень внутренней свободы и этим инициировать жизнеспособность и жизнестойкость организма. Кроме того, хочет научиться, лучше понимать окружающий мир, людей и самого себя. Одновременно свою активность проявляет инстинкт самосохранения, который заставляет спешить реализовать новую идею, чтобы привести в порядок свою жизнь и отдыхать. Ведь основной животной нацеленностью является стремление к экономии энергии в состоянии покоя, спокойствия и отдыха.Человек неосознанно подчиняется установкам инстинктов. Такое отношение к преобразованиям является ошибочным, так как он устремляется внедрить новую идею в свою жизнь сразу и в чистом виде, в том виде, в котором ее узнал. Но любая идея, например, «быть системно и реально полезным по своим жизненным связям», это формула, вырванная из контекста задачи «продления жизни». У человека, управляемого установками системы инстинктов, она вызывает массу вопросов, в чем конкретно должна выражаться польза и в каком объеме. Положение о реальности и системности он чаще всего вообще опускает, так как считает, что своим близким всегда желает только добра. Устремленный изменить состояние здоровья или взаимоотношения с окружающими, потому что они его перестали удовлетворять, человек ощущает предвкушение новой жизни. Этим неосознанно инициирует неприятие к текущему состоянию здоровья или к текущим взаимоотношениям. Подгоняемый системой инстинктов он некоторое время пытается «приладить» разумную идею к своей жизни, но ничего не получается, и, ощущая неприятие уже к себе, к разумной идее и к преобразованиям вообще, усиливает напряжения собранности, подавляя стремление к новому настолько, чтобы забыть о нем.
Необходимо учитывать, что попытка животным способом решить разумную задачу похожа на желание установить автоматическую стиральную машину на даче, где воду надо носить ведрами из колодца. Человек пытается применить в своей жизни некоторые из понравившихся ему разумных идей, и выяснить, принесут ли они пользу, не нарушат ли привычный образ жизни, который он менять не собирается. Но выясняется, что никакой пользы, кроме как обсудить их с кем-либо, они не приносят. Вернее приносят, но совсем не ту пользу, которую человек себе представлял. Оказывается, изменения к лучшему происходят, если проявлять инициативу в мышлении, но это неприемлемо для него. Человек привык, что мысли о желаниях и потребностях приходят сами по себе. Если он предварительно представляет себе, что реально полезного может сделать для партнера или коллеги, то в итоге ощущает чувство удовлетворенности, не сравнимое с тем, которое возникает в процессе общения «просто так». Но почему-то всегда забывает готовиться к текущему действию.
Дело в отсутствии в сознании разумной единой смысловой направленности и опоры на главное для себя. Если эти базовые понятия не поддерживаются в качестве основы ведения жизни, приходится вспоминать о необходимости проявления инициативы в каждом текущем действии. Это нереально, так как слишком перегружает процесс мышления, создает «второй план», с которого надо отслеживать свои мысли и действия. Отнимает внимание и время. Ни один человек не выдержит такой эмоциональной нагрузки, тем более не сможет вести преобразования, ведь их задачей является упрощение, а не усложнение жизни, в том числе процесса мышления.
Если новое и более совершенное просто заменяет устаревшее или надоевшее звено, но не используется для реорганизации структуры взаимосвязей и взаимозависимостей, функций и процессов, составляющих внутреннюю и внешнюю жизненные ситуации, все проблемы человека остаются и продолжают его раздражать. Например, водопровод на даче подключили, и автоматическая стиральная машина заработала. Несколько высвободившись от физической нагрузки, человек начинает еще больше раздражаться по поводу не удовлетворяющего в себе и в жизни. Для этого у него появляется больше времени и сил. У него больше жизненной энергии, чтобы использовать ее для применения накопившихся генераций неприятия. Обилие бытовой техники делает хозяйку более раздражительной и ворчливой, если она не тратит высвободившееся время и внимание на расширение познаний относительно основ строения мира, жизни и самого человека. Если не использует полученные новые знания для пересмотра своих представлений о сути происходящего в ее жизни.
Таким образом, разумные преобразования не требуют особых усилий или особых познаний, но человек должен обязательно видеть в них смысл. Разумные преобразования и индивидуальные возможности должны быть ему нужны. Потребность в новом создает усилие, которое помогает потянуть за собой весь жизненный процесс и сдвинуть его с места для возобновления всех составляющих. В этом случае каждая идея через объем главного проникает во все без исключения направленности жизни, и инициирует изменения к лучшему в них, а не внедряется, как новый шкаф в переполненную мебелью квартиру. Залогом успешного возобновления всего в себе и своей жизни является удовлетворение человеком своих потребностей раньше, чем они возникнут. Удовлетворение потребностей, в том числе в познании нового, и есть та сила, которая инициирует движение к лучшему.