Итак, передавая внимание в распоряжение системы разума, человек позволяет себе творчески подходить к решению сложных жизненных задач, например, разбираться с проявлениями животных генераций в своем сознании. Он не разрушает то, что заставляет его терпеть неудобства, а находит причины этих состояний, устремляя себя быть системно и реально полезным по жизненным связям. Пребывая своим вниманием за пределами временного интервала интересов системы инстинктов, не спешит с принятием решения, давая своему разуму возможность проанализировать ситуацию и рассмотреть ее с разных сторон. В результате всегда находит выход, удовлетворяющий не только его одного, а всех участников ситуации.
В том случае когда человек оставляет часть внимания под управляющим действием системы инстинктов, он ставит себя перед необходимостью в ближайшее время разрешить все не удовлетворяющие его ситуации. Для системы инстинктов не удовлетворяющим является то, без чего невозможно продолжение жизни. Если у животного нет нужных запасов, оно может не пережить зиму. Недостаточность запасов является проявлением не удовлетворяющего. Поддерживая напряжения собранности и готовности к противоборству, человек подчиняется установкам животной управляющей системы, чтобы реализовать сиюминутные желания, пополнить «запасы правоты, ощущения справедливости». Животному пребывание в состояниях собранности и готовности к противоборству позволяет во время охоты иметь резерв времени. В среде дикой природы даже несколько мгновений могут решить исход схватки, уклониться от клыков хищника и спасти свою жизнь. Во взаимодействии людей постоянное поддержание собранности и готовности к противоборству никакого выигрыша не дает. Наоборот, в процессе поиска взаимопонимания и согласия животные генерации перегружают организм и психику, а самое главное обкрадывают возможности разума.
Создаваемое искусственно ощущение постоянного дефицита времени требует от животного и от человека сокращения временной дистанции от увиденных изменений до начала своего действия. Это вырабатывает дурную привычку, всегда торопиться. Необходимо заметить, что в собранности и готовности к противодействию человек торопится и тогда, когда никуда не опаздывает. Это наработанное внутреннее состояние постоянного беспокойства, внутреннего «зуда», который человек хочет компенсировать. Но у него ничего не получается. Ощущение необходимости торопиться заставляет исключать фазу анализа, обобщения и определения сути происходящего, создания однозначности видения задачи. Человек не может правильно сформулировать свою цель. Потребность постоянно торопиться в мыслях и действиях заставляет опускать фазу постановки серии вопросов: что это, почему оно такое, почему оно таким стало, как развивается, что от этого будет происходить дальше, как оно связано с остальным жизненным процессом, с происходящим внутри? Управляемый установками животной системы человек и реагирует на ситуацию по животному, сразу инициирует вопрос, что делать? Перечисленные выше вопросы животное решает опосредованно, они укладываются в записанные миллионами лет эволюции командами инстинктов. Ограниченная среда обитания и ограниченный набор пищи упрощают процесс осознания. Родители однажды научили своих детенышей правильно охотиться и находить правильную пищу, и этого достаточно, чтобы животное могла выжить. Человеку мало однозначной реакции, особенно во взаимодействии с окружающим миром и людьми в нем. В отличие от животного он не только пользуется тем, что предоставляет ему окружающий мир, но и своим разумом создает все более благоприятные условия для жизни. Человек изменяет окружающий мир. Поэтому, не обретая информации о сути и строении происходящего в жизненных ситуациях, он не способен обрести однозначность представлений о существе происходящего вокруг.
Подгоняемый генерациями инстинктов, он заставляет себя, быстро выбрать из нескольких вариантов, которые подсказывает память, один типовой, принять решение и действовать. Поступая так, человек способен лишь сохранить существующее в себе и своей жизни от изменений, но ни в коем случае не изменить к лучшему. При этом необходимо еще раз отметить, что чаще всего человек все успевает вовремя. Его нервозность и торопливость инициируются лишь тем свободным вниманием, которое поглощает система инстинктов и использует для инициирования собранности и готовности к противоборству. Оглядываясь назад, каждый может вспомнить не один эпизод, в котором совершенно напрасно волновался, торопился, потому что в итоге все реализовалось самым наилучшим образом. Привыкая торопиться с принятием решения, человек сводит на «нет» процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Он не может возобновить новизну в мировоззрении, потому что в процессе осознания происходящего в жизни ощущает лишним даже искать хорошее. В нем кипит избыток энергии и хочется сразу действовать. Поэтому сразу ищет худшее, плохое, негодное, возможно, вредное и опасное, чтобы противостоять ему и истратить хотя бы часть избытка энергии. Именно поэтому видит более естественным для себя спешить и оценивать людей «на вкус», опираясь на интуицию, на свою память. Для него важен не процесс взаимодействия с людьми, а его результат, завершенность.