Итак, если человек не передает управляющее действие системе разума, им управляют инстинкты. Во-первых, они заставляют все, что составляет жизнь человека, включая его проблемы, воспринимать как запасы, которые надо сохранять. Происходит это на уровне подсознания, когда из-за недостатка внимания все составляющие жизни помещаются в одну рефлекторную нишу, и человек вынужден относиться к ним одинаково. Жизненные проблемы в своей подавляющей массе касаются взаимоотношений. Со временем человек свыкается с ними и терпит, не видя выхода, пока обстоятельства жизни или состояние здоровья не «раскачает» этот монолит и не заставит пересмотреть свои привычки и отношения. Во-вторых, инстинкты заставляют человека оценивать перспективу своих будущих интересов признаками охлаждения, остывания, чувства голода, снижения уровня избыточности, наличия инородных включений в ротовой полости и т. п. Ни один из этих показателей не отражает состояния здоровья человека. Они определяют уровень готовности животного к противоборству, готовности ко всему, готовности проявить те возможности, которые человеком в жизненных взаимоотношениях не используются. В-третьих, по мере ведения разумных преобразований человек организует свое сознание и жизнь, и откровенных неравновесных процессов, которые могли бы засекаться на уровне сверхчувствительности контрольной системой инстинктов, остается меньше. Продолжая относиться к переосознанию, как к напрасной трате времени, человек усиливает свою зависимость от системы инстинктов. Она во все большей степени требует внимания, обделяя уровень реального сознания, чтобы увеличить контроль и глубину предвидения происходящего внутри и в жизни путем наращивания уровня сверхчувствительности. Установки животной системы инициируют этот поиск, как относительно происходящего внутри человека, так и во внешнем круге его жизни. Чем больше человек думает о будущем, тем невероятнее картина возникает в его сознании. Сначала он фантазирует, а потом пугает себя тем, что ничего не сбудется. Система инстинктов заставляет строить многоходовые и все более разветвляющиеся представления о возможных случайностях в каждом из направлений жизни. Постоянное увеличение объема внимания для поддержания в видении все увеличивающегося количества возможных случайностей в будущем, как во внешнем круге жизни, так внутри себя, инициирует страх перед обилием возможных неприятностей.
Необходимо учитывать, что воспринимаемый человеком реальный страх перед обилием возможных неприятностей в будущем является проекцией инстинктивного страха перед приближением окончания жизни. Животная управляющая система без ведома человека инициирует программу готовности к противоборству, неважно с чем или с кем. Главное, это любым доступным способом сохранить жизнь. Поэтому уровень готовности к противоборству усиливается по мере наращивания объема возможных случайностей, образующихся в видении человека его собственными мыслями. В ответ на что система инстинктов усиливает уровень сверхчувствительности при расширении круга поиска возможных изменений к худшему. Для системы инстинктов неважно, откуда ждать худшего, изнутри или снаружи.
Происходит взаимодействие уровня реального сознания и подсознания, ощущая идущую изнутри тревогу, человек продолжает пугать себя. Внимание, которое он вывел из процесса информационной активности, концентрируется под управляющим действием животной системы в организованном поиске худшего с помощью состояния настороженности, сверхчувствительности, в готовности противостоять возможным вариантам не удовлетворяющего развития жизненных процессов. Этот поиск худшего лишает разум возможности проанализировать ситуацию и определить направленность ее изменений к лучшему в будущем, направленность главного, значимо влияющего на развитие линии главного. А также определить необходимое и достаточное для развития нужных возможностей человека и условий его жизни. Человек обладает возможностями разума, основным свойством которого является устремленность к новому и лучшему, то есть в сторону достижения более экономичного, оптимального, гармоничного уровня. Для облегчения работы разума требуется поддерживать представление о главном для себя, а также объединить однородные направленности жизни в группы «значимо влияющего на развитие линии главного». Ведь разбираться с каждой текущей ситуацией, чтобы понять причины и смысл происходящего в ней, в окружающем мире, в собственной жизни и внутри себя самого, нереально. Для этого не хватит терпения, времени и внимания.
С позиции животной смысловой идеи любые изменения в человеке, в окружающем мире и в его жизни воспринимаются, как худшее, вредное и опасное. Жизнь животного коротка, оно не способно изменять условия среды обитания, а приспосабливается к тому, что дает окружающий мир. Человек обладает возможностями разума, с помощью которых совершенствует среду своего обитания. Если он не передает внимание управляющему действию системы разума, то действиями инстинктов в его сознании рождается состояние ожидания вреда и опасности от происходящих и производимых изменений. Подчиняясь воле инстинктов, человек воссоздает внутреннюю жесткость. Внутренняя жесткость, это система рефлекторных напряжений, с помощью которых человек готовится противостоять ожидаемому вреду и ущербу. Таким образом, не создавая условий для активности своего разума, человек, управляемый инстинктами, перегружает свой организм бесполезной борьбой со страхом приближения окончания жизни от не насыщенности в будущем. Хотя в современном мире жителям развитых стран вряд ли грозит голодная смерть. Но так работает инстинкт.