Итак, человек, устремленный решать жизненные задачи с опорой только на свои возможности, во-первых, вынужден поддерживать состояние «готовности ко всему», во-вторых, тратить на это значительный объем своей жизненной активности, времени и внимания. Уровень обеспеченности и многообразие реализуемых функций увеличивается вместе с увеличением количества бытовых приборов, техники, возможности реализовывать сторонние интересы. Кроме того, у современного человека появляется много того, о чем он и не мог мечтать, и как ребенок он стремится все попробовать. В связи с этим, он уже не может выделить достаточную полноту жизненных ресурсов, необходимых для совершенствования своего мировоззрения. Причем, он не может выделить внутренние ресурсы не потому, что их не хватает, а только потому что неправильно распределяет имеющиеся. Устремленный сделать все сам человек одновременно держит в голове огромное количество целей и задач, начиная от глобальных, оканчивая незначительными. Для системы инстинктов наличие любой их этих задач является свидетельством недостатка чего-либо крайне необходимого для продолжения жизни. Инстинкт самосохранения заставляет все эти задачи срочно реализовать.
Когда заходит речь о ведении переосознания и возобновлении новизны в мировоззрении и представлениях о жизни, человек искренне считает, что у него нет на это времени и сил. Он с трудом представляет себе, что можно добавить еще какие-то дела в свою и так перегруженную жизнь. Ему кажется, что процесс переосознания представлений о прошлом, происходящем, будущем и лучшем, занимает слишком много времени, ведь надо затронуть те пласты информации, о которых он никогда не думал. На самом же деле человек об этом думает, но только когда надо срочно сделать выбор. Он прикидывает один вариант, другой, ищет нечто подобное в памяти. Но при этом с большим трудом соглашается с наличием закономерностей причинно-следственных связей между событиями прошлыми и текущими. Все-таки относит себя и свою жизнь к исключению. Отсутствие системного переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем сказывается на четкости его представлений о главном для себя и своей жизни, о необходимом и достаточном в будущем. В частности он не может создать представление о полноте своих жизненных функций и задач. Кроме того, не способен определить достаточность существующих в себе возможностей для реализации всех жизненных функций, целей и задач.
В неопределенности относительно необходимых для себя способностей в будущем человек теряется. Какие бы возможности он на данный момент ни ощущал, все равно чувствует себя не готовым к конкретности будущей жизненной ситуации. Привычка делать все самому инициирует страх перед будущим, страх перед неспособностью обеспечить себя самым необходимым в перспективе. Жить с ощущением страха нельзя, и для его компенсации человек вынужден постоянно поддерживать генерации и напряжения животной программы собранности и «готовности ко всему».
На уровне рефлекторных связей готовность ко всему реализуется возбуждением абсолютно всех программ, используемых животным для противления возможным внутренним и жизненным неприятностям. Это готовность к противоборству, и внутренняя собранность для сдерживания ощущения голода, слабости, остывания, подавления боли, когда мышечными напряжениями сжимается правая сторона желудка и пищевода. Кроме того, для сдерживания ощущения аппетита, когда пережимается проток левой околоушной слюнной железы. Это готовность напряжением языка отделить «нажеванное», чтобы защитить «себя и свое» от производимого во внешней сфере и от его негативного действия. Это готовность противостоять удару извне, приняв его правым плечом, правой верхней частью груди и правой стороной лба. Это стремление подавить косточку ущербности, спрятать восприятие своей неполноценности. Таким образом, человек обрекает себя на этот комплекс напряжений для погашения страха неспособности обеспечить себя необходимым в будущем. Поддержание столь мощной системы генераций и внутренних напряжений отнимает свободное внимание. Оно направлено не на поиск прямого пути к лучшему, к созданию более экономичной ситуации в организме и в жизни, а на поиск источников вреда и опасности. Негативная нацеленность сознания не позволит раскрыть и совершенствовать свои индивидуальные возможности.
Вряд ли человек сумеет долго поддерживать столь мощный комплекс животных генераций и рефлекторных напряжений. Естественное снижение уровня энергонасыщенности внутренней напряженности несколько ослабит физические возможности, и человеку придется прикладывать еще больше сил для поддержания напряжений, обедняя сначала периферию, а затем основные функции организма. Важно понять, что системное переосознание не требует существенных затрат времени. На первом этапе это создание наиболее общих представлений о строении мира, жизни и самого человека, формирование конструктивного мировоззрения. В дальнейшем, это прослеживание изменений длительных по времени развития событий из своей жизни или из жизни близких. Важно знать, как все начиналось, чем продолжилось и какие имеет перспективы на будущее. Такое наблюдение позволяет на практике осознавать причинно-следственные связи жизненных ситуаций, закономерности из развития.Все последующие циклы переосознания строятся на уточнении первоначальных выводов и не занимают много времени, ведь они структурированы. Остается их использовать, как матрицу для поиска причинно-следственных связей в текущих событиях.