Итак, человек реагирует на свои мысли, как животное на опасность. Но животное забывает о неприятной ситуации как только та уходит из поля зрения. Человек же остается со своими мыслями, ведет внутренний диалог, спорит, пугает себя, ищет оправдание своей нерешительности и т. д.Боязнь несколько расширить круг наблюдения и осознания не позволяет связывать производимое с тем, как это отражается на собственном состоянии, чтобы формировать реальную картину жизни. В связи с чем, человеку ничего не остается, как доказывать самому себе и окружающим собственное совершенство. Критериев совершенства он обозначить не может, они носят общий характер, например, должно все получаться, не должен делать ошибок. Что именно должно получаться, и каких ошибок надо избегать, он не скажет, планка поднимается с каждым событием. Представление о совершенстве постоянно меняется. Стоит достичь успеха в чем-либо, как оказывается, что это успех незначительный, надо добиться большего. А незначительная неточность превращается в значимую ошибку и служит поводом для беспокойства.
По завершении очередного действия человек погружается в состояние ожидания. Это ожидание оценки со стороны окружающих. Они вежливо благодарят и теряют к нему интерес, переключаясь на свои дела. Человеку этого мало, ему хочется более активных откликов на свою деятельность, хочется подробно обсудить, но ничего не происходит. Он не учитывает, что своей боязнью страха отделил себя непроницаемой границей от происходящего во внешней сфере. Но другие люди, управляемые установками системы инстинктов, сделали то же самое. Животная боязнь страха не позволяет им свободно осознавать происходящее внутри себя, понимать причины и смысл своих потребностей и интересов, развивать индивидуальные возможности разума. Неспособность понять смысл производимых действий делает не интересным их продолжение. Так же, как и сам человек, они боятся заглянуть в происходящее внутри себя и в свое будущее, не знают, что делать с неопределенностью и боятся ее. Сама жизнь представляет собой неопределенность. Неизвестно, к чему стремиться, так как каждый интуитивно ощущает, что стремление быть лучше всех недостижимо.
Итак, человек загоняет себя в тупик, если не учится оценивать качество происходящего внутри себя, не имеет представления о направленности своих индивидуальных возможностей, ему не интересно, что происходит в жизни окружающих людей, в том числе близких. Он и хотел бы повысить уровень внутренней свободы, да не может, что-то держит его.
Необходимо разобраться, что заставляет человека замыкаться в малом круге жизни? Для этого надо обратиться к отличию животного и разумного способа наблюдения происходящего и существующего в жизни. Животное реагирует только на движение. Как только наблюдаемый объект прекращает движение, интерес к нему пропадает, потому что пропадает ощущение опасности. Опасность грозит, пока хищник крадется. Как только он остановился, страх пропадает, животному надо оценить обстановку и принять решение о своих дальнейших действиях, выбрать, что лучше, затаиться и готовиться к защите или убегать. Под влиянием системы инстинктов человек выработал привычку концентрировать внимание только на том, что непосредственно может посягать на неизменность имеющегося в его жизни и во внутреннем мире. Другими словами, следить за тем, что может нарушить сохранность его запасов. Отделив себя от происходящего и производимого во внешней сфере, человек невольно воспринимает среду жизни неопределенной, а система инстинктов реагирует на неопределенность ожиданием вреда и ущерба. Так среда жизни становится злонаправленной и человек наблюдает происходящее вокруг, жизнь других людей только для того, чтобы отыскать в ней опасность для себя. Если явной опасности нет, он начинает предполагать, где непредвиденное может зародиться. Осуждает образ мыслей и образ жизни других людей, чтобы заранее быть готовым к противостоянию, ко всему. Стремление осуждать мысли и поступки людей, направленность общественных процессов, устройство общественных структур в сочетании с отсутствием системных интересов, отражающих ориентацию индивидуальности, рождает эгоцентрический способ осознания происходящего в окружающем мире. Управляемый установками животной системы, человек пребывает в позиции «участника», его взгляд субъективен, одно ему нравится, другое не нравится, одно правильно, другое неправильно. Он оценивает происходящее и существующее на свой вкус. Эгоцентрический способ наблюдения и осознания не позволяет оценивать всю полноту внешней жизненной ситуации. Человек ее просто не видит, так как не в состоянии заметить, что происходит позади него или сбоку. Кроме того, даже в том, что он видит, существует много не понятного для него, не интересного, не нравящегося. Человек его просто не учитывает, считая лишним, возможно даже вредным и опасным. Самое главное, что он не учитывает себя, как составную часть происходящего и производимого. Человек видит себя в стороне, отделенным от внешней сферы жизни, независимым от происходящего в ней.
В отличие от эгоцентрического взгляда взгляд разумный предполагает наблюдение и осознание всего, что включает в себя жизненный процесс. Человек приподнимается мысленным взором над планом жизни. Наблюдение «от общего» предусматривает участие и влияние всех составляющих на жизнеобразующие процессы. Связывая происходящее в жизненной ситуации со своим внутренним состоянием, он ощущает себя частицей, которая возобновляется вместе со всеми остальными составляющими единого процесса жизни.