Предлагаемый системой инстинктов способ самоуспокоения не мешает человеку, который ведет борьбу за свою жизнь, живет в трудных условиях, испытывает недостатки во всем, голодает. Цель его жизни подобна цели жизни животного в среде дикой природы, любыми средствами обеспечить продолжение жизни. Он объединяется с другими людьми, чтобы воссоединить возможности разума для совместного выживания.
В современном мире жизнь другая. Современный мир готов в обмен на труд обеспечить человека всем необходимым для продолжения жизни. Кроме того, предлагает многое сверх необходимого. Но сытому очень трудно делать выбор. И тогда действиями системы инстинктов человек, независимо от уровня своей обеспеченности и энергонасыщенности, инициирует в своем сознании страх ненасыщенности, ослабления, остывания и приближения окончания жизни от истощения. Что помогает ему выйти из состояния покоя, спокойствия и отдыха, чтобы образовать смысловую цель последующего действия. Казалось бы, человек образован, сыт и успешен, но вынужден повышать уровень животных генераций. Вслед за этим поднимать уровень подавляющих их рефлекторных напряжений. Дело в том, что инициировать себя к активности можно только смысловой нацеленностью. Но у системы инстинктов нацеленность одна, создавать запас на черный день и как можно дольше сохранять его неизменным.
Работа современного человека мало связана с физическими нагрузками, в которых довольно легко растратить избыток энергии. Наоборот, он мало двигается, но должен постоянно думать, принимать ответственные решения, то есть действовать разумно. В том случае когда человек не изменяет смысловую направленность своей жизни на разумную, не изменяет приоритеты, ему ничего не остается как успокаивать свое внутреннее состояние с помощью рефлекторных программ инстинктов. То есть ему приходится поддерживать напряжения сохранения объема «своего» во всей его полноте. Чем в большей мере человек реализует устремленность к равновесности происходящего в себе с использованием рефлекторных программ, компенсирующих действие страха, тем в большей мере загружает рецепторную базу тела.
Необходимо учитывать, что рецепторная база тела является единственной возможностью разума моделировать происходящее внутри человека и во внешнем круге жизни. Разум для реализации процесса познания и мышления способен создавать на ней представления о действующих силах, причине и смысле жизненных процессов и ситуаций.
Эта же рецепторная база используется разумом для моделирования перспективы будущего и контроля изменений происходящего во всех сферах жизни, в частности последствия от реализации действий самого человека. Другими словами, разум использует все расположенные на теле рецепторы в процессе мышления.
Рецепторы в области таза используются для моделирования энергонасыщенности каждого исследуемого объекта. Рецепторы, расположенные от живота до груди, используются для моделирования физической сути объекта: его жесткости, мягкости, пластичности и т. д. Рецепторы в области груди и рук используются для моделирования формы объектов, их веса, ощущения внешней поверхности исследуемых тел. Рецепторы в области шеи и до кончика языка моделирует пространство между объектами или длину, протяженность самих тел и объектов. Рецепторы глаз и прилегающих к ним областей покрова черепа на уровне глаз моделируют связи, зависимости между объектами, телами, процессами. Рецепторы, относящиеся к периферическому зрению, мышцам бровей, верхних век и скальпа моделируют взаимное движение, перемещение объектов. Рецепторы верхней части скальпа используются для моделирования потенциальной направленности изменений происходящего внутри объектов либо между ними. Они же моделируют общую направленность, смысл, изменение, движение, уровень реализации взаимозависимостей, то есть используются для моделирования идеологии происходящего, являются платформой для поддержания мировоззренческих представлений.
На первых трех уровнях этой схемы четко прослеживается возможность оценивать физические параметры отдельных объектов, их отличия, свойства, качества. На следующих двух уровнях возможность оценивать непосредственные связи и зависимости выделенных объектов наблюдения. На самом верхнем уровне оценивается смысловое взаимодействие наблюдаемых и осознаваемых объектов.
Конечно же, в том случае, когда рецепторы используются животной управляющей системой для моделирования рефлекторных программ и генераций, разум оказывается обедненным в возможностях моделирования жизненных ситуаций, организации процесса познания и мышления, поддержания представления о происходящем и будущем. А человек оказывается лишенным платформы для ориентации своих действий, возможности определяться в происходящем, лучшем, полезном и необходимом для себя. Что, естественно, повышает уровень неразрешимости возникающих в процессе жизни неопределенностей. А это заставляет животную управляющую систему воссоздавать генерации страха в отношении, возможно, вредного и опасного развития событий. Вслед за ней включается программа сдерживания активности. Человек устремляется в состояние покоя, спокойствия и отдыха. В следующий раз для выхода из режима экономии энергии и сдерживания активности ему придется инициировать генерации страха ненасыщенности, то есть отсутствия необходимого для продолжения жизни. Далее образовать напряжения собранности и готовности к противоборству. Нижнюю часть своего тела, в частности область таза, сжать напряжениями «жесткого треугольника», чтобы не быть опрокинутым. На уровне желудка образовать напряжения ожидания неуспеха, если обстоятельства окажутся сильнее.Правую верхнюю часть груди выдвинуть вперед в ожидании встречного удара. Кончик языка вдавить в передние зубы, набычить лоб, прищурить глаза, опустить правое веко, голову вдавить в плечи. Одновременно всем телом изнутри прижаться к внутренней поверхности опоры. Таким образом, самое мирное намерение, включая поход в театр, человек вынужден реализовывать в подобной агрессивной форме. И ему стоит большого труда подавить в сознании животные генерации, чтобы не показать их окружающим людям и не совершить необдуманного действия, вести себя прилично, как принято среди людей. Все это негативно влияет на процесс мышления, а тем более на совершенствование возможностей разума.