2 марта 2009 г. Итак, опора при выборе направленности своих действий на вкус (мне нравится) обрекает человека на постоянную борьбу за первенство своего вкуса. В связи с этим, между партнерами не создается поля для системных интересов, реализация которых зависела бы от них обоих, а также от людей, составляющих круг их жизни, в частности детей, родителей и т. д.
В отличие от животной опоры, опора на осознанное мировоззрение, на представление о главном, то есть о смысле жизни (продлении жизни) позволяет человеку развивать индивидуальные возможности разума. В конечном счете, именно индивидуальные возможности разума являются реализацией той же самой цели, с которой система инстинктов инициирует в сознании человека представление о своем вкусе.
Но в отличие от представления о вкусе, который проявляется сам по себе, индивидуальные возможности разума развиваются. Но развиваются они исключительно во взаимоотношениях с окружающими людьми, при реализации устремленности быть системно и реально полезным. Эти взаимоотношения реализуются на основе поиска взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего. Партнеры заранее договариваются о том, что лучшим для них является то, к чему стремится все в этом мире – создание более экономичных структур, процессов, ситуаций.
Кроме того, их объединяет то, что главным и смыслом жизни является реализация задачи «продления жизни». В том случае, когда все мысли и действия человека ориентированы относительно главного, контрольная система инстинктов спокойна, и занимается обеспечением деятельности внутренних систем организма. Ее полностью удовлетворяет смысловая направленность к продлению жизни. В связи с чем, человек, проявляя индивидуальные возможности разума, становится способным освобождаться от давления эмоций, понимать себя и объяснять другим людям.
Возможно, что участники структуры взаимозависимых отношений не сразу понимают и не сразу способны объяснить друг другу свои намерения. Но преимущество разумной формы взаимоотношений между людьми заключается в том, что они становятся способными договариваться.
Не просто идти на компромисс и терпеть свою неспособность отстаивать свое мнение, желания или потребности. В этом случае человек просто замыкается в ожидании следующей возможности доказать правильность своего вкуса. Фактически он постоянно находится в состоянии собранности и готовности к противоборству. Что является его замыслом, который приходится скрывать от окружающих и от себя, чтобы не выдать никому свои намерения раньше времени, иначе «противник» успеет подготовиться. Чаще всего люди живут в подобном ожидании.
Участники структуры взаимозависимых отношений обладают общими базовыми элементами, выраженными в виде конструктивного мировоззрения и представления о смысловой нацеленности, о главном для себя и своей жизни. Даже если эти базовые элементы только обозначены, партнерам уже есть на что ориентироваться.
В связи с этим, их разговоры всегда конструктивны, так как их объединяет единая смысловая цель. Возможно, что сначала эти разговоры похожи на прежние споры. Но постепенно, по мере того как партнеры учатся не терять представления о главном для себя и своей жизни, в процессе общения базовые позиции уточняются и эмоциональная составляющая ослабевает. Воссоздавая в процессе переосознания представление о смысле, партнеры все чаще напоминают себе о том, что объект для борьбы отсутствует. Они учатся управлять собой, все больше руководствуясь разумной смысловой идеей, вести жизнь путем возобновления, а не путем создания запасов, сохранения и экономного расходования.
Постепенно партнеры во все большей степени становятся способны обоснованно объяснять свою позицию. Снижение потребности отделять себя и свой вкус, и отстаивать его правильность ослабляет рефлекторное неприятие. Отношения становятся все более открытыми. Повышение уровня внутренней свободы позволяет каждому из них проявлять все более совершенные возможности разума. Возможности разума совершенствуются в процессе инициативного ведения жизни.
Перспектива совместного будущего из неопределенной туманности становится все более ясной и понятной. Человек перестает бояться смотреть в будущее. Он понимает, что своими текущими действиями создает то, что станет базовой основой в будущем. Углубляет взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего с теми людьми, с которыми видит себя в будущем. Завтра и послезавтра он будет делать то же самое, обустраивать свое будущее, делать условия в нем все более благоприятными. В том случае когда представление о линии главного теряется, позиция человека становится уязвимой для системы инстинктов. Только строгое следование смысловой нацеленности к продлению жизни позволяет системе инстинктов не вмешиваться в управляющее действие разума. С позиции системы инстинктов, любое отклонение от главного создает в сознании человека неуправляемое состояние, которое для инстинкта самосохранения жизни неприемлемо. Поэтому является причиной для проявления управляющего действия животной системы. В сознании человека сразу возникают сомнения по поводу необоснованных трат энергии в полезных действиях.
Для системы инстинктов важно, чтобы любые затраты были компенсированы, желательно с избытком. Пока человек ориентируется на главное, он обязательно создает в сознании представление о том, что его полезное действие в первую очередь окажется полезным для себя и при этом не потребует затрат. Наоборот, выделится избыток энергии, которую можно будет с пользой истратить.
Как только представление о главном утеряно, животная система инициирует устремленность к большему, требует брать как можно больше, а тратить как можно меньше. Ведь с потерей ориентира на главное теряется представление о наличии необходимого и достаточного для продолжения жизни. Поэтому результат реализуемого действия переходит в разряд крайней необходимого для продолжения жизни. Будто бы именно этого куска не хватает для упреждения голодной смерти. Страх ненасыщенности мешает человеку подавить сомнения, и они усиливаются. В связи с чем, возникает неприятие по отношению к партнеру, для которого реализуется полезное действие.
Таким образом, проявленность индивидуальных возможностей разума позволяет человеку считать себя особенным, не похожим ни на кого другого своими возможностями. Но в отличие от представления о собственном вкусе, который проявляется сам по себе откуда-то изнутри, индивидуальные возможности разума позволяют человеку уметь объяснить свои намерения и потребности окружающим людям, следовательно, понимать себя.