28 февраля 2009 г. Итак, становится понятно, что человек не способен объяснить, почему ему что-то нравится, а что-то нет. У контрольной системы инстинктов нет для этого инструментов, она опирается только на чувственные оценки. Мы остановились на том, что понимание себя развивается в процессе реализации устремленности быть системно и реально полезным. В развитии этой устремленности человек задает себе вопросы «что я не понимаю в происходящем вокруг?» или «почему партнер меня боится?». Отвечая на эти вопросы, он постепенно расслабляет рефлекторные напряжения, повышает уровень внутренней свободы и проявляет более совершенные возможности разума.
Более совершенные возможности разума проявляются не сами по себе, а только в том случае, когда высвобождаемое при расслаблении животных генераций внимание человек направляет на организацию своей жизни и процесса мышления. Но для этого процесс мышления сначала надо организовать. Этих слов бояться не надо. Организация мышления, это создание системы оценок, позволяющих обретать представление о лучшем в реальных жизненных ситуациях.
В ее основе лежит, во-первых, цельное осознанное мировоззрение, позволяющее понимать всю полноту происходящего в жизни, в окружающем мире и в самом себе. Во-вторых, понятие о формировании направленности главного и представление о главном в своей жизни. Представление о “главном в своей жизни” необходимо для принятия решений в пределах своего жизненного процесса, либо в жизни тех людей, на кого распространяется устремленность быть системно и реально полезным.
Для формирования цельного и осознанного мировоззрения в первую очередь необходимо принять три положения. Что мир един, закономерен, в нем нет места случайностям. Что все в этом мире движется к лучшему, все природные силы нацелены устремленностью к достижению более совершенных, экономичных и гармоничных состояний. Кроме того, природа закономерностей является универсальной. Закономерности, познанные в объёме жизни отдельного человека, применимы к любым явлениям и объёмам мироздания.
Исходя из того, что человек предполагает, изменив животную смысловую идею разумной, вести свою жизнь путем возобновления, он нацеливается меняться сам и менять свою жизнь в той направленности, в которой развивается все вокруг, то есть к лучшему, в созданию более экономичного состояния.
Следовательно, главное в его жизни согласуется с направленностью развития индивидуальных возможностей и направленностью развития процесса Цивилизации, общества и той группы людей, в которой он реализует свои жизненные жизни. Другими словами, главным для человека, смыслом его жизни становится реализация задачи «продления жизни». Продление жизни возможно только при условии уменьшения физических затрат и удовлетворении абсолютно всех потребностей. Установка системы инстинктов о том, чтобы «тратить меньше, а обретать больше», является основным условием продолжения жизни, поэтому система инстинктов принимает разумную смысловую задачу. Человек как бы договаривается со своей системой инстинктов.
Так, цельное осознанное мировоззрение дает человеку представление о лучшем вообще. Это еще не конструктивное мировоззрение, а основа для его формирования, понимание наиболее общих положений развития окружающего мира. Для наполнения мировоззрения идеями требуется неоднократное переосознание известных из собственной жизни или из жизни других людей событий. Исходя из своего опыта наблюдения развития событий от момента их зарождения до настоящего времени, человек находит причинно-следственные связи многих жизненных ситуаций.
При этом он замечает, что причины ошибок в совершенно не связанных между собой ни по времени, ни по местоположению событиях являются практически одинаковыми. Чаще всего не учитываются последствия, то есть результаты своих действий или бездействия.
Так, цельное и осознанное мировоззрение дает представление о лучшем вообще, то есть о стремлении к более экономичному состоянию. А представление о главном или, по-другому, о смысле жизни отдельного человека, позволяет соединить идеи мировоззрения, дающие представление о лучшем вообще, с конкретностью любой жизненной ситуации.
Наладив и поддерживая эту систему оценок, человек способен определять направленность своих действий, опираясь на возможности этой системы. Ему достаточно, чтобы развитие интересующей ситуации шло в сторону более экономичного состояния. В дальнейшем в процессе переосознания он постоянно уточняет эту направленность. Она никогда не ограничивается конкретными параметрами, а всегда находится в допустимых пределах.
Ведение жизни путем возобновления всего в себе и своей жизни делает бессмысленным опору на конкретные параметры. Жизнь меняется, и сказать сегодня, насколько они будут удовлетворять данные параметры в будущем, невозможно. Поэтому человек не видит смысла искать еще какую-то опору для подтверждения правильности производимого выбора. А ведь именно сомнения в правильности выбора заставляли его убеждать себя совершенстве своего вкуса, для чего подавлять вкус других людей, особенно близких.
Не имея полноценной структуры оценок для создания представлений о направленности действий в жизненных ситуациях, потому вынужденный выбирать из множества возможных вариантов действий какой-то один, человек должен был убеждать себя правильности и совершенстве сделанного выбора. В противном случае неразрешимые сомнения не позволили бы ему приступать к началу действий. Опора на рефлекторное ощущение совершенства вкуса своей слюны, относящаяся к потребностям организма для данного человека в данный момент времени, являлась единственной возможностью обрести убежденность в правоте своего выбора.
Таким образом, человек обретает возможность заместить основную животную оценку «свой вкус» разумной. Он становится способным объяснить свой выбор, так как опирается на конструктивное мировоззрение и смысл жизни. Устремленный быть полезным по своим жизненным связям, он в первую очередь оказывается полезным себе. Еще больше расслабляет рефлекторные напряжения, повышает уровень внутренней свободы и проявляет более совершенные возможности разума. То есть становится способным лучше понять себя, значит, уметь понять окружающих людей.