Задача продления жизни – это задача возобновления себя и своих взаимосвязей с окружающим миром. То есть, это задача изменения себя и своих взаимосвязей. Для этого необходимо:
- принять себя и свое окружение таким, как есть,
- согласиться с необходимостью системных изменений, не ожидая необходимости в них, и
- знать в какую сторону производить изменения.
Менять себя, условия, взаимосвязи, мысли.
Принять себя и свое окружение поможет идея о том, что структура мира и нас такова, что в условиях постоянного движения в каждый момент времени всё занимает оптимальное положение, и переходит их одного состояния в другое по оптимальному пути. То есть мир, как и мы, ищет выгоду и реализует её.
Из этого следует взаимосвязанная идея о том, что всё обязательно меняется, потому что постоянно движется, остановить этот процесс невозможно, поэтому выгодно под него подстраиваться. Следовательно, можно и нужно согласиться на постоянное ведение изменений, согласуя их с общими изменениями в цивилизации и обществе.
Поэтому основной задачей разумной реализации задачи продления жизни становится познание направления изменений в мире, обществе и отдельно взятом человеке, то есть в нас самих.
Для начала процесса познания есть самое главное – понимание направления всех происходящих изменений. Это движение в сторону более экономичного протекания всех жизненных процессов, поиск выгоды.
Для познания надо задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо соединение видения процессов изменений разными людьми. То есть необходимо развивать в себе способность «слушать», принимать чужое видение, и «говорить», стремиться быть понятым.
«Слушать» можно и нужно не только ушами. Вопросы люди задают не только словами. Вся жизнь каждого человека – это сплошная цепь вопросов, только не все люди выводят эти вопросы в состояние поиска ответов. И главный вопрос – это вопрос о продлении жизни. В него входят вопросы о достаточности необходимого для жизни, правильности жизненных действий и вопросы взаимодействий.
Понять вопрос – это вплотную приблизиться к ответу. Любой вопрос — это новизна. Новизна всегда несет неопределенность. Эта неопределенность вызывает вначале беспокойство – возбуждение. Не сориентировав свои мысли в сторону интереса к познанию и действия в сторону своей полезности, вступает в действие инстинкт самосохранения, который выстраивает защиту от беспокойства. Беспокойство нарастает до уровня прорыва защиты, и тогда ощущается страх.
Понять вопрос будет легче, если ощутить рефлекторные напряжения защиты от неопределенности. Изучая конструкцию рефлекторных напряжений защиты от неопределенности, мы помогаем организму снять эти паразитные напряжения и увеличить уровень внутренней свободы, тем самым освободить рецепторы, то есть свое внимание для моделирования более сложных процессов.
Таким образом, немаловажной задачей является повышение чувствительности, то есть повышение уровня внутренней свободы. Для этого необходимо в первую очередь избавляться от лишних действий, от лишних связей и от лишних мыслей.
Мы привыкли больше брать, а идея повышения уровня внутренней свободы предлагает больше отдавать. Отдать для того, чтобы взять или взять для того, чтобы отдать – вот две тенденции взаимодействий. Какая тенденция перспективней? Вроде бы это разные фазы одного цикла. Однако важнее нацеленность всего цикла, важен смысл взаимодействий. Либо человек-генератор, рядом с которым «тепло и уютно», либо человек-копилка.
Не человек плохой, а фаза развития такая. Однако перенацелить себя сможет только сам человек. Для этого ему необходимо организовать свое взаимодействие с новизной. Научиться познавать, а не накапливать знания.
Не разобравшись с новизной, не поняв ее и не организовав с ней взаимодействие, человек копит запасы для компенсации неопределенности своего будущего существования. Так исчезает счастье в жизни, которое заменяется на счастье от приобретения. Вместо счастья чувствовать, счастья быть, у нас растет счастье иметь, иметь для будущего.
Быть или иметь? – этот вопрос известен давно. Ответив на него, мы вдвое уменьшим неопределенность нашего существования в настоящем и в будущем. Снижение неопределенности увеличивает ощущение счастья. Счастье – это ощущение сегодняшнего дня, ощущение своего соответствия условиям существования. Не вчерашнего и не ожидание завтрашнего, именно сегодняшнего, именно ощущение всеми своими органами чувств. И в том числе ощущение своего будущего, того, что оно есть, то есть ощущение перспективы своей жизни. Но только ощущение сегодняшней перспективы.
Завтра будут другие ощущения. Будет другое ощущение своего соответствия условиям существования и другое ощущение перспективы своей жизни. Завтрашнее ощущение соответствия условиям существования основано на сегодняшнем ощущении перспективы жизни. Следовательно, заботясь о будущем, о перспективе жизни в будущем, о перспективе соответствия своих возможностей условиям существования, мы обеспечим ощущение счастья в «будущем настоящем».
Ощущение перспективы основано на организованности процесса возобновления всего израсходованного. Наличие запаса не дает перспективы счастья, тем более перспективы развития, только заглушает беспокойство и страх из-за отсутствия перспективы. Поэтому основной задачей сегодняшнего дня является замена удержания возобновлением, и в первую очередь своего внутреннего состояния. Сознательно или бессознательно, мы удерживаем свое внутреннее, положительное на наш взгляд, состояние. Само понятие того, что состояние может быть плохим или хорошим возникает по причине разделения всего существующего на плохое и хорошее. В закономерном мире не может быть плохого и хорошего, одно является продолжением другого, без одного не будет другого.
Сначала, вместо того, чтобы активно формировать свое внутреннее состояние, мы пытаемся удержать хорошее состояние, хорошее настроение. Потом, по причине того, что мы перестаем вообще формировать свое «хорошее» состояние из-за отсутствия свободных ресурсов, так как все ресурсы отданы на удержание, мы удерживаем вообще какое-либо состояние, то есть удерживаем в себе жизнь.
Для того чтобы не удерживать состояния, необходимо принять ту идею, что все состояния являются частью нашей жизни, и меняются на разных фазах определенных циклов жизни. Важно снижать амплитуды этих колебаний, познавая циклы изменений, фазы изменений и причины амплитуд изменений.
Амплитуда зависит от времени ожидания. Ведь для нас привычное хорошее — это получить что-то, а плохое — отдать. Не желая отдавать, мы ждем благоприятных условий или когда просто так что-то произойдет для нас. Убрав ожидание, отдавая туда, откуда мы хотим получить, мы обеспечим минимальную амплитуду между «плохим» и «хорошим», а постоянство и системность процесса отдавания приведет к тому, что получать мы будем системно и постоянно. В этом случае всегда будет хорошее состояние и настроение, при котором легко отдавать. Таким образом, еще одной важной задачей является задача возобновлять свою полезность окружающему миру.
Вести процесс познания выгоднее в коллективе единомышленников, который и необходимо формировать. Общая цель делает выгодным быть открытому и расслабленному, то есть с открытой душой. Душевным нельзя стать голодному, душевным нельзя стать пересыщенному. Тот и другой не могут быть открыты душой, у них душа черствая, окаменелая. У одного от страха голода, у другого от страха потерять излишки. У обоих от страха за будущее. Но и в них заложен потенциал душевности, и даже заметны ее проявления. Осталось открыть перспективу жизни, формирование которой зависит только от самого человека.
Необходимо только переориентировать формирование коллектива от суммы одинаковых, к произведению индивидуальных. Раньше людей объединяло общее хозяйство, чтобы хватило сил ухаживать за ним. Сегодня — это информационное поле, внимание одного человека не способно охватить его полностью. Дефицит внимания компенсируется объединением в сообщества, как раньше компенсировался дефицит сил. А дефицит денег всегда компенсируется трудом.
Умственный труд не несет с собой усталости и острой необходимости компенсировать затраченные силы и энергию. Именно умственный труд позволяет менять систему жизненных действий, производимых с целью ведения процесса изменения жизни. Изменения для оптимальной адаптации организма, психики и разума к изменяющимся условиям существования. Изменения системы действий – это изменение своего мировоззрения. Правильность новых идей невозможно контролировать прежним способом – «Что скажут окружающие люди?». Развитие индивидуальности вообще невозможно контролировать чужим мнением.
Поэтому развитие своей индивидуальности, поиск своего пути развития, в створе развития всей цивилизации, является одной из основных задач разумных преобразований жизни с целью ее продления.
Мир и без нас изменяется только к лучшему. И в нас все изменяется к лучшему, более экономичному. Однако только мы можем определить, для чего идут внутренние изменения к экономичности – к продлению жизни или к сокращению. В окружающем мире каждый объект и каждое живое существо несет определенную функцию. В человеке заложены эти функции на несколько десятков лет структурой программ инстинкта самосохранения и сохранения вида.
Но нам дана возможность искать свои полезные функции и после реализации заложенных генетикой полезных общепринятых функций. Задача развития и реализации своей полезности является краеугольной задачей разумного способа продления жизни.
Разумные системные полезные действия в коллективе единомышленников для познания законов изменения окружающего мира с целью ведения процесса возобновления всех составляющих жизненного процесса – это разумный способ продления жизни, правильность которого контролируется системностью возобновления новизны в мировоззрении.