Изначально состояние жалости к себе возникает под влиянием установки системы инстинктов, которая заставляет человека неприятием отталкивать внимание от происходящего во внешней сфере жизни, чтобы сконцентрировать его на сфере внутренней. Человек не видит ничего вокруг, кроме того, что может усилить это отталкивающее действие, он упорно ищет во всем плохое.
Интуитивно ему нравится никого и ничего не замечать. Ведь система инстинктов инициирует в нем режим «экономии энергии и сдерживания активности». В сознании возникает обоснованное объяснение своей безынициативности. Можно ничего не делать, не обращать внимания на происходящее вокруг и на людей, и при этом чувствовать себя правым. Вроде бы это зло направленный мир виноват в том, что ему не везет. Пучина режима «экономии энергии» и жалость к себе затягивают человека настолько, что он окончательно разделяет происходящее и существующее на сферу внешнюю и на сферу внутреннюю, на злонаправленный окружающий мир и мир «своего».
При этом он не замечает, что количество не удовлетворяющего в том и другом мире во много крат увеличивается, а вместе с ним увеличивается количество неопределенного. Устремленность рассматривать раздельно происходящее во внутреннем мире и в своей жизни усиливает ощущение жалости к себе и общего неприятия ко всему вовне.
Разделяя происходящее в жизни, человек не просто увеличивает количество не удовлетворяющего и неопределенного. Большинство проблем вообще становятся неразрешимыми.
Например, сложная проблема относительно способности обеспечить себя всем необходимым для продолжения жизни в будущем.
Это беспокойство представляет собой проекцию генерируемого системой инстинктов страха необеспеченности. Причиной появления генераций страха необеспеченности и беспокойства является неорганизованность. Если система разума не управляет жизненным процессом, по умолчанию включается управляющее действие системы инстинктов, которая с помощью генераций страха готовит животное и человека к будущему путем повышения уровня энергонасыщенности
В том случае когда человек разделяет в своем видении окружающее на внешнюю сферу и сферу внутреннюю, он не связывает свои неспособности к чему-либо с неорганизованностью жизни. В любой своей неспособности он видит несовершенство своего наследственного строения, с которым ничего не поделать.
Одним лишь отделением внутренней сферы, как принадлежности своего внутреннего мира, человек ограничивает свои действия внутренней собранностью и готовностью ко всему. Управляемый системой инстинктов он выступает против беспокойства и страха относительно обеспеченности силовым способом. Новыми генерациями страха пытается подавить страх первичный, старается не думать о будущем.
Этим обрекает себя на бесконечное повторение генераций, то есть усиление собранности и готовности ко всему. Ведь ему приходится подавлять с каждым годом нарастающие генерации страха. Так однажды ощутив страх, беспокойство, неуравновешенность, человек вынужден всю оставшуюся жизнь ожидать их проявления в готовности подавить.
Даже вступив на путь разумных преобразований, человек, продолжающий разделять внешнюю сферу и внутреннюю, продолжает ожидать страх и беспокойство. Более того, ожидать и после того, как реорганизовал свою жизненную ситуацию, и определился в том, каким способом и в каком объеме сможет обеспечивать себя в будущем.
Страх в его сознании уже не возникает, но его ожидание человек вынужден поддерживать, а вместе с ним поддерживать собранность, которая помогает противостоять проявлениям внутренних неравновесностей.
В определенные периоды этих неравновесностей появляется больше, а бывают моменты, когда человек ощущает высокий уровень внутренней свободы и отсутствие неравновесности в сознании. Что приводит его к убежденности в не прогнозируемости внутреннего состояния. Человек начинает бояться возврата мало управляемого, инициируемого большим объемом возникающих неравновесностей состояния.
Ожидая в любой момент времени такую возможность, человек, даже сумевший оптимально организовать свой жизненный процесс, ощущает не прогнозируемость жизненной ситуации. Отчего даже организованный жизненный процесс рождает в нем чувство неуверенности в будущем, неопределенности относительно возможности обеспечить себя необходимым.
Периодически его мучают сомнения относительно полноты обеспеченности в будущем, а вместе с ними страх перед возможным приближением окончания жизни, ощущаемый внутри, как беспокойство, волнение, неравновесность внутренней ситуации.
Таким образом, человек не может найти причин неравновесностей, рассматривая их отдельно от происходящего в жизни. Он видит в них следствие несовершенства своего индивидуального устройства и поэтому не может в достаточной степени определенно оценить свою дееспособность, способность выполнять необходимые жизненные действия в будущем.