Рассмотрим ситуацию, в которой человек приучил себя планировать свою жизнь, время, организовывать и распределять внимание, готовиться к следующему действию, рассмотрению мысли. Казалось бы он делает все, что может, чтобы не ощущать беспокойства по поводу усталости и не стремиться в покой и отдых.
К сожалению, если он не устремлен видеть главную направленность, а также подчиненность всех остальных функций, целей и задач этой главной направленности в своей жизни, смыслом которой является раскрытие индивидуальности, то не уйдет от управляющего действия системы инстинктов.
В ходе решения сложной жизненной задачи “продления жизни” за счет раскрытия индивидуальных возможностей учитываются не только затраты энергии, но и получаемый результат. В итоге, человек постоянно обретает чувство удовлетворенности по поводу того, что получает больше, чем отдает. Вернее отдает то, что ему создать проще всего, а обретает то, что не способен сделать сам. Поэтому у него не возникает потребности в покое, чтобы ни о чем не думать. Наоборот, он отчетливо понимает, что именно инициативная активность помогает не уставать и при этом ощущать себя всегда занятым поиском изменений к лучшему.
Не устремленный находить новое для себя и поддерживать интерес к продолжению действий в будущем, не используя индивидуальность для воссоздания все более благоприятных условий своей деятельности и живого в себе, не содействуя организму в устранении полученных ранее деформаций, дальнейшего совершенствования и оптимизации происходящего в нем, человек просто ставит перед собой цели и постепенно достигает их.
Но при этом он не ставит перед собой сложной жизненной задачи, длительной по времени развития и требующей длительной последовательности действий. В недалеком прошлом людей объединяла достаточно мифическая цель “строительство коммунизма”. Не было понятно, когда она может быть достигнута, но это позволяло терпеть неустроенность и преодолевать трудности. Двигаясь от одной цели к другой, даже будучи пунктуальным и организованным человек все равно стремится к покою, не сегодня, не завтра, но предполагая, что когда-то, через пять, десять, двадцать лет это обязательно произойдет.
В связи с тем, что в таком человеке не проявлены его индивидуальные возможности, он интересен окружающим, как хороший специалист, собеседник, товарищ, друг. Но ставший слабым для работы на конвейере или в офис,е будет заменен другим. Такого человека заменить несложно. Вот почему, если к поре зрелости человек не определил для себя направленность своих индивидуальных возможностей и направление главного для себя в жизни в будущем, не увидел смысла своего будущего, он неосознанно устремлять себя на каком-то рубеже к выходу из режима активной деятельности, то есть устремляет себя к покою.
Устремленность к покою постоянно присутствует в его сознании и реализуется в рефлекторных напряжениях, которые у него до некоторого времени хватает сил терпеть и преодолевать. Но, преодолевая сдерживающее активность действие, он постоянно перенапрягается и устает. Что в еще большей степени провоцирует мысль о необходимости когда-то перестать насиловать себя и выйти на покой.
Кроме того, простое отсутствие смысловой идеи относительно своего отдаленного будущего, относительно направленности внутренней и жизненной ситуации в перспективе, подменяется смысловой устремленностью, запрограммированной в установках системы инстинктов, устремленности к покою, как к наиболее безопасному и лучшему состоянию для животного. Выполнить свой долг, посадить дерево, построить дом и вырастить, а потом на полную катушку отдыхать.
Человек не может идти по жизни в никуда, ему обязательно нужно иметь направленность в отношении дальней перспективы. Не создавая ее для себя с помощью устремленности к проявлению и совершенствованию своих индивидуальных возможностей и полезному применению по жизненным связям, он неосознанно инициирует проявление в сознании установок инстинктов, направляющих его в сторону покоя.
Установки инстинктов заставляют торопиться делать больше, быстрее, накапливать избытки в себе и рядом с собой в жизни, чтобы обрести право на покой, став независимым. Накопления могут окончиться, но человек уверяет себя, что на его век хватит. Также неосознанно он стремится накапливать в себе силы на тот период, когда, наконец, не надо будет заниматься деятельностью, не радующей, а являющейся лишь необходимостью, которой надо подчиняться.
При этом человек не осознает, что стремится к более естественным состояниям, которые можно достичь, развивая свои индивидуальные возможности и используя их в полезных действиях по жизненным связям, создавая для этого систему взаимозависимых отношений.
На самом же деле, имея главную направленность и наращивая в этой направленности своими созидательными действиями все более благоприятные условия, необходимые для все более естественной реализации своей деятельной активности, он может делать все, не напрягаясь и не уставая. Другими словами, человек может быть активен и в то же время пребывать в состоянии покоя, так как находится в своих естественных для данной конкретной ситуации состояниях. Степень естественности зависит только от уровня организации взаимоотношений с партнерами.