В меру того, насколько человек начинает ощущать потребность и интерес в своих возможностях, он может не мучить себя необходимостью проявлять привычные личностные качества и стремиться ощущать уважение, признание своей значимости, правоты, совершенства. Но потребность в проявлении личностных качеств еще долго мешает ему снижать уровень внутренней избыточности.
Еще долгое время трудно отказаться от демонстрации своей воли и принципиальности, которые, конечно, не являются положительными качествами. Воля – это проявление силы, которая не создает ничего нового и полезного, а принципиальность – это проявление несовершенства. В том случае когда человек не стремится возобновить новизну в мировоззрении и применить идею к конкретности изменяющейся жизненной ситуации, он двигается по жизни, как паровоз по рельсам. Проявляя волю и принципиальность, боится хоть немного отклониться в сторону от общепринятых положений и морали. Еще трудно не ему искать в глазах окружающих проявление восхищения, одобрения, позитивного отношения к себе.
Постепенно он начинает понимать, что восторг и похвала не сближают с окружающими, а скорее наоборот, отделяют от них. Сам человек уже считает себя другим, ему трудно не выделяться. Да и окружающие считают его не таким, как другие, а особенным. Но одобрение и похвала продолжается не всегда. Как только наступает момент снижения уровня похвалы и восторга, забываются прежние заслуги, возникают болезни или другие неприятности, его жизненное пространство сужается. Человек чувствует себя обессиленным и одиноким.
Вступая на путь разумных преобразований, проявляя индивидуальные возможности, углубляя взаимопонимание и согласие с окружающими, человек кроме уважения к своим способностям обретает единство видения лучшего и общность интересов. Партнеры становятся близкими ему людьми, и его жизненное пространство расширяется, несмотря на то, что он постоянно устремлен быть полезным другим.
Какая разница хорошему портному, как относятся к нему клиенты, если они заказывают одежду только у него, понимая, что он сошьет лучше других? Вступая с ним во взаимоотношения, обращаясь к нему, они уже образуют определенное, необходимое ему отношение. Конечно, если ему необходимо найти с ними взаимопонимание и по другим вопросам, он объясняет свою точку зрения на определенные жизненные вопросы. Приходя к нему, люди разговаривают на интересующие его темы, и постепенно создается единство видение лучшего, необходимый уровень взаимопонимания, согласия. Партнеры приходят к тому потому, что видят лучшим для себя одно и то же, не борьбу с не удовлетворяющим путем осуждения и клеймения, а ищут пути более экономичного его развития.
В ходе общения они пришли к выводу, что лучшим для всех является создание более экономичного жизненного процесса. При этом каждый живет своей жизнью, но ведет он ее к лучшему, обсуждая с партнерами пути изменений. Они становятся способны слушать и слышать друг друга, договариваться лишь потому, что образован общий интерес, то есть материальная база, на основе которой реализуется все остальное во взаимоотношениях.
Поговорка гласит: «не хлебом единым жив человек», то есть сначала хлеб, а потом все остальное. Сначала надо быть полезным, а потом понятным. Только устремленный быть понятным другим может понимать себя. Единение возможно лишь после того, как наступает состояние взаимной пользы между людьми. Когда они понимают, зачем нужны друг другу, какой смысл в их общении.
На уровне рефлекторных связей устремленность к проявлению личностных качеств реализуется поиском опоры внутри себя. Человек неосознанно всем телом изнутри прижимается к внутренней поверхности линии, проходящей от левой ноги и левой руки по глубинной мышце к левой стороне нижней части затылка, чуть левее позвоночника.
Находя, таким образом, опору внутри себя, он неосознанно приподнимает колено правой ноги и тем создает возможность приподняться правой верхней части груди, правому плечу, правой стороне подбородка, правой стороне лба. Всем этим он достигает ощущения возможности «превышать» то, что он есть на самом деле. Это же создает ему чувство превышения над окружающими или хотя бы ощущение выделенности из общей массы.
Инициируемый установками инстинктов человек в состоянии превышения должен ощущать наличие запаса за левой щекой как запасом энергии, напряженности, позволявший поддерживать в себе качества личности. Средней частью левой стороны языка он неосознанно опирается на имитируемый запас, который прижимает к району левой гланды. Этим же движением языка он зажимает до затекания ткани нижней десны предпоследнего зуба, где находится «косточка ущербности».
Кончик языка высовывается наружу в предвкушении возможности, демонстрируя свое превосходство, обрести кусок от общей туши.
При расслаблении этой системы напряжений инициируются «откатные» состояния. При расслаблении правой стороны возникает ожидание голодных болей в желудке, остывания и ослабления.
При расслаблении левой стороны зарождается страх за жизнь из-за возможности подавиться, задохнуться имитируемыми рефлекторными позициями. Это относится к «нажеванному» и «косточке ущербности». Инициируется ожидание потери, жалость к себе и общее неприятие ко всему вовне.
На уровне реального сознания это воспринимается, как ощущение нарастающей дистанции, отделенности от окружающих. Волнение и беспокойство вызывает чувство внутренней неуправляемости, нестабильности, значит, слабости и ущербности. Образующееся на уровне физиологических связей состояние ожидания потери и жалости к себе лишь усугубляет нарастающее ощущение неспособности отказаться от демонстрации своих личностных качеств, значит, от поддержания расходуемого на это избытка энергонасыщенности.