Итак, кроме того, что избыточность возникает из-за неопределенности относительно будущего, еще одной причиной является неопределенность относительно происходящего во внутреннем состоянии. С детства человек привык ощущать страхи, эмоциональное переполнение, чувственный напор, неудержимое давление многообразия абсолютно нереальных желаний, потребностей и интересов. Появляющиеся сами по себе они удивляют и порой пугают своей неожиданностью, беспричинностью. Непредсказуемость желаний и потребностей создает представление о некоем хаосе во внутреннем мире.
В детстве и юности больше одолевают нереализуемые желания, в молодости – чувственно-эмоциональный напор, в зрелости увеличивается доля страха. Суммарный же уровень хаоса остается тем же. У людей, переживших серьезные болезни или стрессовые нагрузки, он увеличивается с каждой следующей неприятностью.
Образуемая этим хаотическим движением неравновесность в сознании, не позволяет человеку думать и действовать. В любой момент мыслительный процесс может быть нарушен сигналами внутреннего голоса. Человек не знает, как с этим справиться, он считает это естественным проявлением своей несовершенной наследственности. Поэтому не находит никакого другого способа, кроме как направлять с помощью рефлекторных программ часть внутренних ресурсов на блокирование спонтанно возникающих неравновесностей. Затрачивая часть жизненной активности и внимания на подавление внутренних проявлений, человек обретает стабильное состояние, способность думать и действовать.
Но одновременно он ощущает неестественность своего внутреннего состояния, ему не хватает внутренних ресурсов, в частности жизненной энергии и внимания для обдумывания и реализации жизненных действий. В связи с этим, человек практически с детства привыкает поддерживать в себе избыток энергии, сверх своего естественного состояния, чтобы не ощущать себя слабым и пассивным.
Поддерживая привычный избыток, человек, с одной стороны, становится активным, с другой стороны, он устает, перенапрягается, его организм шлакуется. Агрессивные среды обжигают рецепторы, возбуждают нервную систему, психику, деформируют происходящее в разуме. Человеку не хватает внимания. Для компенсации «съедаемого» внутренней борьбой внимания он вынужден действовать в жизненных ситуациях в состоянии концентрации на отдельном действии. Это означает, что он не имеет возможности поддерживать представление о зависимости производимого от остальных частей жизни и внутреннего мира, а также влиянии производимого на себя и свою жизнь.
Постепенно человек теряет способность оценивать происходящее в себе и своей жизни во всей полноте, а также теряет способность формировать представление о конкретности жизненной ситуации в будущем, теряет возможность видеть для себя главное в жизни в будущем, направленность жизненных интересов. Самое главное, теряет представление о необходимом для реализации своих жизненных интересов в будущем. А без этого не может оценить, хватит ли у него возможностей, чтобы обеспечить себя в будущем всем необходимым для продолжения жизни в достаточном объеме.
Неопределенность действиями инстинктов рождает в сознании страх перед возможным приближением окончания жизни, страх необеспеченности в будущем. На уровне реального сознания причины этих исходных физиологических страхов человек ищет в конкретных жизненных ситуациях. Для него это не страх, а беспокойство по поводу отдельных жизненных позиций. Такие позиции найти ничего не стоит, надо лишь подумать о собственном здоровье, здоровье близких, о детях и все.
Неопределенность относительно конкретности будущей жизненной ситуации оставляет человека без возможности понимать минимально необходимое и достаточное для себя в будущем, но не устраняет потребность планировать объем необходимого. Он хоть и не знает, чего и сколько потребуется, но инстинкт самосохранения требует создавать запас. В результате человек заставляет себя смотреть по сторонам, наблюдать, что имеют и делают другие.
Учитывая многообразие вариантов используемого другими людьми, он «раздувает» объем своих потребностей до не достижимых пределов. Неуправляемый поток желаний, потребностей и интересов образует ощущение неспособности обеспечить себя необходимым в будущем. А это в свою очередь рождает страх перед возможным приближением окончания жизни.
Человек приходит в отчаяние. Причиной наполняющей его неравновесности он считает несовершенство своей наследственности, с которым ничего нельзя поделать. Этим обрекает себя на постоянное ведение внутренней борьбы и поддержание в своем организме повышающегося с каждым годом уровня избыточности. Чтобы ощущать готовность к жизни, приходится в каждый момент времени контролировать существующий уровень избытка. При попытке не делать этого сознание заполняет «откатный» страх снижения готовности к продолжению жизни. Для его подавления тоже требуется избыток.
Недостаток внимания, большая часть которого используется для ведения внутренней борьбы, заставляет концентрироваться на рассмотрении отдельной мысли и реализации отдельного действия. Теряя возможность во всей полноте оценивать происходящее в жизни, человек перестает понимать реально лучшее для себя, создавать картину будущей ситуации. Сознание и внутренний мир переполняется непонятными мыслями, начиная от страхов, оканчивая не приносящими пользу нереальными желаниями, потребностями и интересами.
Таким образом, избыточность опутывает сознание человека, не дает мыслить свободно и продуктивно, инициирует восприятие неполноценности и ущербности наследственного строения.