Итак, оставляя часть внутренних ресурсов свободными, человек, ведущий разумные преобразования, невольно вынужден, подчиняясь установкам системы инстинктов, достигать ощущения спокойствия в сознании противостоянием всему, что стремится изменить его внутреннюю и жизненную ситуацию. На него воздействует сразу два управляющих действия. С одной стороны, лучшим для него является создание более экономичной ситуации в сознании и жизни, то есть постоянное возобновление всего в себе и своей жизни. С другой стороны, движение к лучшему предполагает борьбу с любым изменением, так как оно может разрушить сохраняемые порядки в жизни. Человек ошибочно считает, что прямой путь к лучшему и борьба с худшим, это две разные задачи, их можно реализовывать одновременно. Он не учитывает, что «худшее» образовалось в нем и в его жизни лишь неспособностью видеть и понимать лучшее. На самом деле никакого «худшего» не существует. Все, что есть в человеке и в его жизни, направлено на реализацию каких-либо функций. Все окружающие люди способствуют раскрытию им в себе новых возможностей, а иначе они не были бы рядом. Жизнь обязательно сводит людей таким образом, чтобы они могли отчетливо увидеть свои недостатки и реорганизовать их. Поэтому устремленность противостоять непонятному на самом деле является борьбой с тем, что пока не ясно в своей сути, но является полезным. Просто человек часть своего внимания оставляет в распоряжении системы инстинктов, и та сразу нацеливает на борьбу.
Устремленность опираться на главное для себя и своей жизни, видеть, понимать и реализовывать изменения к лучшему решает обе задачи одновременно. Главное охватывает организующим действием все без исключения составляющие жизни. Человек ведет переосознание и в конце концов все не понятное принимает внятные контуры, наступает понимание происходящего и его изменение к лучшему.И наоборот, стремлением «противостоять худшему», по сути дела, разрушается возможность видеть, понимать и реализовывать лучшее, так как по одному и тому же поводу невозможно думать и действовать в двух противоположно направленных ракурсах. Нельзя одновременно идти по одной и той же дороге вперед и назад, пить из стакана и отталкивать стакан. На самом деле, худшее — это не понятое лучшее, борьбой с ним человек уводит себя в сторону и тратит время своей жизни впустую.
Каждому вступившему на путь разумных преобразований достаточно вернуться на несколько лет назад и пересмотреть свои взгляды, образ мыслей и образ жизни для того, чтобы убедиться в реальности изменений к лучшему во всем, к чему прикасается его мысленный взор. Он заметит, если устремлен быть системно и реально полезным, любые не удовлетворяющие факторы преобразуются и содействуют изменению к лучшему. Особенно это проявляется во взаимодействии с теми людьми, которые сначала кажутся неприятными и даже противными, но в дальнейшем отношения становятся достаточно открытыми. Необходимо учитывать, что устремленность быть системно и реально полезным, это не стремление угодить. Если человек подходит к не удовлетворяющему его коллеге или жизненной ситуации с позиции системы инстинктов, в нем рождается естественный протест, с какой стати быть полезным тому, кто откровенно не нравится. И совершенно иное дело, если он говорит себе: «интересно, что придумает мой разум для того, чтобы изменить взаимоотношения с неприятным коллегой или родственником, ведь с ним придется общаться и дальше»? В данном случае человек в первую очередь откровенно высоко оценивает возможности своего разума. Он уверен, что разум способен решить на первый взгляд неразрешимую задачу.Другими словами, человек, устремленный быть системно и реально полезным, в первую очередь полезен себе, он взаимодействует со своими возможностями разума. Самое удивительное, что ситуация действительно меняется в лучшую сторону, напряженность во взаимоотношениях ослабляется. Обязательно возникает возможность поговорить и найти хотя бы некоторые позиции взаимопонимания и согласия. При этом все зависит от самого человека. Если ему становится интересно продолжать решение этой сложной жизненной задачи, он в еще большей степени способствует развитию своих индивидуальных возможностей. В процессе реализации разумных преобразований партнер выступает той «косичкой», за которую тянул себя из болота известный литературный персонаж. Чем глубже человек проникает в основу строения и хода жизни, тем больше убеждается, что ни в одной составляющей в этом мире ничто не может изменяться в сторону худшего. Мир в любой своей составляющей стремится к гармонии. Это относится и к происходящему внутри. Лишь привыкая бороться с не понятным, как с худшим, человек представляет, будто организм все время намеревается заболеть, испортиться, а он своими действиями противостоит этому. На самом деле человек всеми силами противостоит естественным для живого устремлениям, наилучшим образом организовать жизненные функции. В сочетании с тем перенапряжением, которое заставляет организм нести, он создает трудности в реализации внутренних функций. Организм сопротивляется, подает болевые сигналы, пытаясь нормализовать внутреннюю ситуацию. Но человек реагирует на эти сигналы по-своему, противится, усложняет его работу, отчего становится больнее и тяжелее. Таким образом, человек слепо подчиняется установкам инстинктов, требующих задавить боль, окружить больное место кольцом мышечных напряжений. Животное чаще всего страдает от ран, поэтому инстинкт направлен на сокращение потери крови. Животное не способно отличить болезнь от травмы, поэтому, зачастую расчесывает гнойники, приводя к заражению крови и гибели. Человек способен понимать происходящее в себе и хотя бы не мешать организму, а еще лучше, глубже понимая себя, свое строение, свои действия, их последствия, содействовать своему организму, психике и системам разума совершенствовать происходящее.