Для кардинального преобразования в сознании мало одного понимания причин возникновения страха перед окружающим миром относительно своей слабости. Смысловую нацеленность нельзя изменить одним решением.
Уровень генерации страха пропорционален объему еще не определенного и пока неопределимого в потоке информации, получаемой наблюдением происходящего вовне и внутри себя. Человек нацеливает себя на осознанное восприятие и формирует конструктивное мировоззрение. Но в его сознании все еще действуют установки системы инстинктов, в частности устремленность к законченности и совершенству, желание побыстрее разобраться в смысле происходящих изменений. В связи с этим, он вовсю пользуется догадками и домыслами.
Интуиция, подкрепленная жизненным опытом, позволяет ему предугадывать отдельные намерения партнера и обретать чувство превосходства, действуя неожиданно. Но при этом человек теряет способность быть полезным.
Дело в том, что устремленность к созданию представлений на основе домыслов и догадок инициирует силовые возможности и избыточные состояния. В основе любой догадки лежит неизвестность и предположение о возможном развитии ситуации. Поэтому инстинкт самосохранения никогда не оставляет человека один на один с неопределенностью, и обязательно заставляет воссоздавать избыточные состояния. Человек может, поддерживая скрытность, обрести нечто полезное для себя. Но подобное обретение за счет кого-то или чего-то впоследствии придется защищать. Закон сохранения энергии действует на всех уровнях.
Допустим, что человек не стремится своими действиями ущемить ничьи интересы. Но и в этом случае, если он использует догадки, то не сможет быть системно и реально полезным. Во-первых, он не сумеет возобновить новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, то есть сделать свое внутреннее состояние более свободным. Ведь ему придется догадки имитировать в виде рефлекторных напряжений. Во-вторых, не сможет объяснить глубину физической сути предлагаемой партнеру идеи, а предположения того удовлетворят максимум один раз. Системно он их слушать вряд ли будет. Для созидательного, конструктивного действия домыслов и догадок мало.
В связи с чем, не имея полноты информации, человек вынужден держать эти знания при себе, образуя напряжения скрытности. На уровне рефлекторных связей напряжения скрытности реализуются поддержанием дистанции между собой и окружающими людьми, чтобы они не догадались о его намерениях скрыть часть информации. Обретенная неполная информация удерживается в виде имитируемого нажеванного за левой щекой.
Необходимо учитывать, что «удержание нажеванного за левой щекой» является частью мощной рефлекторной программы «режима экономии энергии». В связи с чем, режим экономии воссоздается системой инстинктов во всей полноте. Пищевод и желудок поджимаются мышечными напряжениями так, чтобы соединиться с имитируемым нажеванным и образовать единый комплекс. Далее образуются напряжения ежения, пережатия кровотока по конечностям, чтобы экономить тепло в теле. Проявляются напряжения сдерживания скатывания по наклонной плоскости вперед вниз вправо. Этими напряжениями человек неосознанно тормозит ток времени, экономит расход энергии. Устремленный в состояние покоя, спокойствия и отдыха человек ощущает себя независимым от происходящего и окружающих.
Кроме осознания информации о происходящем и существующем в жизни важна цель, которую человек при этом преследует. Постановка цели является инициативным действием, она зависит исключительно от самого человека, от его дальнейших намерений. Он ищет либо возможность изменений к лучшему, либо ищет признаки вреда и опасности для себя. В том случае когда человек нацелен на поиск вреда и опасности, его не интересуют причины возникновения неравновесностей. Ему важно эти неравновесности выделить и сделать все, чтобы их не чувствовать, то есть действовать силой, в том числе против себя, образуя напряжения собранности.
Например, поддерживая недоговоренности, замалчивая конфликты и терпя неудобства во взаимоотношениях, человек продолжает оставаться без той информации, которая необходима самому для понимания и для объяснения окружающим людям.
В том случае когда человек, наблюдая ситуацию, видит естественность начинающих реализовываться устремлений к лучшему и понимает их смысл, ему достаточно лишь сопутствовать развитию позитивных процессов, адаптировать существующее в себе и своей жизни к изменениям. У него нет цели, разрушать старое и строить новое. Ему важно содействовать реорганизации имеющегося, происходящего в своих жизненных взаимоотношениях и взаимодействиях на более конструктивной основе. Понимать самому, чтобы быть способным разъяснить партнерам суть лучшего, которое естественным образом возникает в объеме рассматриваемой жизненной ситуации. Оно обязательно должно быть продолжением предыдущего процесса.
Понимание этого происходит лишь в том случае, когда человек видит связь и взаимную зависимости всего в этом мире. Только нацеливая себя на познание основ строения мира, жизни и человека, на осознание происходящего во всех сферах жизни с целью поиска позитивного смысла происходящих изменений, он не захочет применять силу или замысел. Конструктивное мировоззрение и постоянное возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни показывает не случайность происходящего в жизни, а закономерность и цикличность. А главное позитивную направленность жизни. Что делает человека способным самому понимать и объяснять суть лучшего в происходящих конкретных изменениях. Существование в видении представления о позитивной направленности в большинстве составляющих наблюдаемого многообразия жизни позволяет постепенно снижать уровень генераций страха перед окружающим миром, людьми в нем и будущим.
Процесс это длительный, требующий системности, потому что контрольная система инстинктов своим управляющим действием проникает в любую неопределенность. Что восстанавливает потребность в догадках и домыслах.