3 июня 2009 г. Мы в очередной раз выяснили, что согласиться с происходящим, проявить инициативу и вести свою жизнь человеку не позволяет устремленность в покой и отдых. В этом пассивном состоянии он ощущает общее неприятие ко всему вовне и свою независимость от людей, от происходящего и будущего. Чувство независимости дает человеку ощущение реального спокойствия. Активность, наоборот, заставляет беспокоиться, поэтому желания что-то менять в себе и своей жизни не возникает.
Казалось бы, здесь что-то не так, человек живет среди людей, а спокоен только в уединении и в ощущении независимости от них. При этом устремленность отделять «свое» от всего остального, а себя от окружающих инициирует в нем несогласие с тем, что на самом деле он зависит от происходящего в окружающем мире и от людей. Человек пользуется тем, что производят другие люди, но не хочет этого признавать.
Идея зависимости всего существующего в этом мире от любой его части, а также зависимости каждой части от всего остального в мире знакома каждому со школьных лет. На идее зависимости базируются построения, лежащие в основе любого раздела знаний, науки, техники и самого человека. Закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, круговорот воды в природе, это примеры связи и зависимости существующего и происходящего в окружающем мире. Человек в школе изучает законы физики, химии, биологии, но не распространяет их на себя и свою жизнь. И в своем сознании, и в своих действиях он стремится быть независимым от происходящего и окружающих.
Истоки этой устремленности заложены в программах инстинктов. Устремленность к независимости предназначена для того, чтобы животное могло хоть на время быть спокойно, обитая в среде дикой злонаправленной по отношению к нему природы. Среда дикой природы живет по законам эволюционного отбора, где на всех всего не хватает, а побеждает сильнейший. Страх, напряженность, волнение, агрессия переполняют животное, когда оно покидает свое укрытие.
Выдержать продолжительное время действие страха перед окружающим миром ни одно животное не в силах. Идея независимости нацелена на то, чтобы уберечь животное от разрушительного действия страха. Поэтому лучшим состоянием, по мнению системы инстинктов, является пребывание в покое и отдыхе. В норе животное может на время уединиться, накопив запасы и наевшись досыта. Конечно, мир дикой природы устроен так, что и в уединении животное может стать добычей. Но вероятность этого значительно меньше, нежели вне норы.
Человек является продуктом эволюционного отбора, поэтому подчиняется установкам системы инстинктов. В молодости у него нет жизненного опыта, но есть огромный запас энергии и физических сил. Хочется всего добиться и как можно быстрей. Не имея представления о направленности главного для себя, о возможности осознанно организовывать направленность своих взаимодействий и взаимоотношений с окружающим миром и людьми в нем, человек неосознанно опирается на программы действующих в себе инстинктов.
После нескольких ошибок он получает подтверждение заложенному в мировоззрении животного представлению о злонаправленности и вредоносности окружающего мира, а значит, обретает страх перед происходящим вовне. Непрерывное действие страха, длящее несколько суток, вводит в состояние отчаяния и истерии. В этих агрессивных состояниях организм и психика быстро разрушаются.
Но природа предусмотрела способ защиты, создала обманную устремленность к независимости от окружающих и происходящего во внешней сфере жизни. И человек научился прерывать действие страха путем создания круга «своего». Это дом (укромное место), и запасы в нем и в себе (внутренняя энергонасыщенность и внутренняя напряженность).
Вступившему на путь разумных преобразований, сумевшему хотя бы в самых общих чертах организовать деятельность своего разума, информационную систему и жизненный процесс, незачем бояться происходящего вовне. Ведь процесс организации жизни в первую очередь направлен на создание благоприятных условий в будущем. Ориентируя свою жизнь в направлении развития главного для себя, человек знает, чем будет заниматься. Среда жизни в будущем перестает быть неопределенной.
Тем более ему нет смысла бояться реальных зависимостей, в которых реализуются все жизненные функции, потребности и интересы. Все его зависимости основаны на взаимопонимании, согласии и единстве видения лучшего. Партнеры заинтересованы в том, чтобы использовать полезные действия человека в своей жизни. Востребованность своих полезных действий инициирует в сознании человека интерес к их дальнейшей реализации. Зависимость стимулирует его к активности. Наполняет жизнь смыслом, становится основой развития и совершенствования индивидуальных возможностей разума.
Лишь привычка отделять себя и свое от всего остального и от окружающих периодически заставляет человека вспоминать о своем несогласии с идеей всеобъемлющей зависимости всего существующего в этом мире. Одновременно с несогласием как всегда возникает весь комплекс животных силовых состояний, напряжений и генераций. А вместе с ними возобновляется представление о злонаправленности окружающего мира и страх перед ним.
Выход из пассивного состояния находится в системном переосознании своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Итак, система инстинктов стремлением к независимости оберегает человека от страха перед злонаправленным внешним миром. В данном переосознании необходимо отметить, что взаимодействие происходит не со всем окружающим миром сразу. Окружающий мир приходит к человеку опосредованно через его взаимодействия с общественными структурами и с окружающими людьми. Общественные структуры для того и создаются, чтобы служить демпфером между человеком и тем, что еще не познано.
Кроме того, цивилизация ведет постоянный поиск идей, позволяющих понять еще непознанное в основах строения мира. Используя эти знания, через свои системы и структуры, цивилизация организует взаимоотношения людей в новых для них взаимодействиях с окружающей живой и неживой природой.
Человек входит в неуправляемые взаимоотношения с природой неохваченного цивилизацией окружающего мира только по собственному желанию. Но это происходит не с большинством, а с отдельными любителями экстремальных состояний.