Рискованное поведение

Автор: | 28/02/2009

Краткий совет родителям подростка.

Кажется, что рассуждения  об осознанном мировоззрении и главном  для себя, то есть  о смысле  жизни способен понять и принять человек  взрослый.  Но жизненные связи практически каждого человека включают детей,  не  обязательно своих,  но и тех, с кем ему приходится систематически сталкиваться по  жизни. А в основе   развития  индивидуальных возможностей  разума  лежит устремленность  быть  системно и реально полезным всему  и всем без исключения по своим  жизненным связям.

Необходимо учитывать, что дети,  это самая благодатная аудитория для создания  взаимозависимых отношений в будущем и во все  более  отдаленном  будущем. В детях проявленность  животной системы ощущается гораздо  сильней, чем у взрослых. Они  еще  не овладели умением вовремя подавлять животные  генерации и  управлять ими. Избыток  энергии в них таков, что «ноги бегут впереди головы».  Следовательно,  основной проблемой ребенка является  отсутствие управляемости. А отсутствие управляемости приводит к рискованному поведению.

Если управляемости  не  учить раньше, чем  ребенок  начинает что-то понимать,  то он привыкает к  выбранному опытным  путем стереотипу поведения. А такие стереотипы не всегда бывают безопасными. Процесс переучивания рискованного стереотипа поведения является  далеко  не простым, приходится действовать силой против силы. Ребенку очень  трудно понять, почему сначала никто не  обращал внимания на выбранную им  систему  поведения, а потом  она оказалась неправильной. Контрольная система инстинктов протестует против того, чтобы менять уже отработанную  реакцию. Ребенок уже  опробовал свой вкус  и сделал  выбор. Поэтому инстинктивно сопротивляется изменениям, в его сознании возникает рефлекторный страх ненасыщенности из-за невозможности в будущем доверять своему вкусу. Особенно жестко это проявляется в подростковом возрасте.

Использование  метода проб и ошибок,  то есть выбор  на вкус, а  затем постоянная критика со стороны учителей, родителей и прочих взрослых,  делает  подростка либо инфантильным, либо, наоборот, рисковым. Постепенно формируемое в нем восприятие своей неполноценности может заставить некоторых молодых людей устраняться  от  решения  жизненных вопросов, прятаться  за спину  родителей.  Но часть  подростков не может смириться с поражением. Они начинают доказывать свое совершенство, то есть делать все  наперекор, ощущая сладостное чувство своего превосходства, умения  провести взрослых. И в порыве страстей рисковать здоровьем и жизнью, совершать рискованные, безрассудные поступки, формировать стереотип рискованного поведения.

И здесь плохо управляемого своими желаниями и потребностями подростка подстерегает современное общество потребления, которое предлагает ему так называемые  «запретные плоды». Это алкоголь, наркотики и прочее. Когда  проба  на вкус реализована, бороться  с привычкой становится  все труднее и труднее.

Понимание и осознание   действия установок  контрольной системы инстинктов на  человека помогает вступившему  на путь  разумных преобразований,  обязательно включать в круг тех, кому  он стремится  быть системно и реально полезным, детей  и подростков.

Это выгодно самому человеку, потому что поиск взаимопонимания с детьми дисциплинирует  его  движение  по пути преобразований. В отличие от взрослых, которые привыкли скрывать свои  истинные чувства, дети  не  терпят  обмана. Если  сказал, что надо делать так, то почему сам поступаешь по-другому?

Постоянное  ожидание  подобного вопроса помогает человеку разрешать  сомнения, возникающие  при прохождении   тяжелых откатных состояний, продолжать  разумные преобразования или притормозить. Помогает  не  забывать  о поддержании в сознании осознанного мировоззрения  и представления  о главном  для себя,  то есть  о смысле  жизни.  Что является обоснованием для  системы  инстинктов, которая  периодически  задает вопрос  о целесообразности затрат  на реализацию задачи «продления  жизни». Чувство  ответственности за  ребенка сразу отрезвляет, помогает все  расставить по местам.

Необходимо учитывать, что взаимоотношения с близкими, в том числе с детьми, относятся к   жизнеобразующим процессам, значимо влияющим  на  развитие  линии главного. Жизнеобразующие процессы – это процессы, непосредственно и наиболее мощно оказывающие влияние  на  состояние  физического и психического здоровья, на продолжение жизни, особенно на процесс ее продления, повышают ценность собственной жизни. Взаимоотношения именно в  этом кругу являются    условиями  для  реализации  инициативных действий в будущем. Чем  более  благоприятна обстановка в них, тем меньших физических затрат  потребуется человеку в будущем  для реализации во всей полноте своей активности. Тем  более  свободным будет его внутреннее состояние. Что позволит и в будущем проявлять более совершенные возможности разума.

В том случае когда человек в доступной форме в  рассказах, играх создает в  сознании  ребенка представление о целостности и закономерности строения  окружающего мира, он для себя  делает множество  открытий. Подросток вообще начинает смотреть на мир другими глазами, глазами не испуганного животного, а полноправного члена. Ведь информация,  касающаяся вопросов мировоззрения, строения мира, смысла  жизни,  была по большей части  почерпнута  из  каких-либо источников и принята  на веру. К тому  же лежала в памяти мертвым  грузом,  не имея  отношения к  жизни.

Описывая сложные вещи простым языком, человек сам  удивляется, насколько  ближе и понятнее становится  окружающий мир.  Он перестает ощущать себя  песчинкой, которую случайный порыв ветра  может  отбросить в сторону, от которой  ничего не  зависит.  Он отчетливо понимает действенность своих мыслей и поступков. Осознанию и формированию конструктивного мировоззрения помогает взаимодействие с детьми. Порой  они задают такие вопросы, которые  не придут в голову усталому взрослому, глаз которого давно «замылен». Между  ними возникают все  более  доверительные  отношения, которые  со временем перерастают во взаимопонимание, согласие  и единство видения  лучшего.

Таким  образом,  интерес к  ведению преобразований, в  процессу переосознания своих представлений  о  жизни и о лучшем  для себя в будущем,  не возникает сам по себе.   Человеку очень трудно постоянно обосновывать свои затраты перед системой  инстинктов, если  он  стремится  быть полезным,  но не по всем своим  жизненным связям. Поэтому  разумные преобразования идут,  но с большим трудом, сопровождаясь тяжелыми откатными состояниями, когда  организм  уже не может терпеть нагрузок.

В том случае когда в процесс  разумных преобразований вовлекаются, кроме  коллег по работе,  члены семьи, возникает  прямая  заинтересованность и возможность успокаивать вопросы системы инстинктов, быть не просто полезным, а  системно и реально полезным. Круг  жизненных связей,  достаточных для реализации задачи «продления  жизни», замыкается. Взаимоотношения в этом кругу  становятся прогнозируемыми.  Супруги обретают смысловую  нацеленность  на дальнейшую совместную  жизнь, у них есть причина  быть  рядом.

Замкнутый круг жизненных связей становится прогнозируемым,  так как производимое в нем  имеет единую смысловую  нацеленность.  Близкие  родственные связи, это самые  подходящие  партнеры. Каждому  хочется  быть близким со своими  детьми, когда они сами станут взрослыми. Но не каждому  это удается.   Реализации  задачи повышения ценность собственной жизни своих детей решает  эту проблему.