Постоянная неудовлетворенность рождает в человеке чувство жалости к себе. Животное состояние жалости к себе не позволяет думать о возможности изменений к лучшему, пребывать в состоянии интереса к производимому и наблюдаемому, тем более оценивать качество происходящего в себе и в жизни временем пребывания в состоянии интереса к производимому и его результатам. Ведь именно состояние интереса воспринимается человеком, управляемым установками инстинктов во взаимоотношениях с людьми, как отвлечение от главного и наиболее значимого, от готовности противостоять не удовлетворяющему, неприятностям.
По этой причине человек в большинстве своем проявляет состояние интереса только по отношению к тому, что не касается ведения жизни, происходящего внутри себя и в объеме жизненной структуры. Фактически он проявляет интерес к отдыху, тем самым дает себе возможность отдохнуть от состояния не удовлетворенности.
Объясняется это тем, что происходит на рефлекторном уровне. На уровне рефлекторных связей имитируется «конфетка», которую человек не собирается глотать. Чуть выше и левее имитируемого нажеванного, там где вытекает слюна из левой околоушной слюнной железы и расположены чувствительные рецепторы языка, человек неосознанно имитирует «конфетку» сторонних интересов.
Муссируя ее, зажимает нажеванное, расположенное чуть ниже и ближе к выходу изо рта, негодное у левой гланды, косточку ущербности у предпоследнего нижнего левого зуба. Муссирующие движения языком по левой стороне ротовой полости захватывают все имитируемые позиции, и позволяют предаваться удовольствию, обретая вкус нравящегося.
Не меньшее удовольствие человек способен обретать созданием того, что его удовлетворяет, является более оптимальным, чем существующее. Но боится ошибиться, так же как много раз ошибался в прошлом. Ведь причин своих ошибок не нашел. Вернее нашел объяснение, которое на время успокоило, что в основном виноваты родители, их метод воспитания и тому подобное. Но мысли о том, что в одной семье вырастают не похожие друг на друга по характеру дети, рождают новые вопросы и возвращают к прежнему страху ошибки.
Не находя реальных причин своих ошибок, человек невольно ожидает их повторения, ведь чем больше делаешь, тем выше вероятность ошибиться. Поэтому лучшим для себя видит сохранение ситуации, главное, чтобы не было хуже. Как и животное стремится сохранять существующее в себе и в жизни, поддерживать готовность защищать его незыблемость от любых изменений, даже возможно ведущих к лучшему. Ведь по ошибке их можно случайно обратить в худшее для себя.
Животный страх ошибки особенно активно действует в сознании зрелого человека. Это связано со снижением уровня внутренней энергонасыщенности и наличием памяти о внутренних и жизненных неприятностях от совершенных в прошлом ошибок. Зрелому человеку гораздо трудно терпеть негативные последствия от совершаемых ошибок.
Груз негативных изменений в себе и своей жизни вместе со снижением уровня избытка сил делает проявление инициативной активности практически невозможной.
Необходимо учитывать, что ошибки совершаются не только в момент реализации активных действий. В не меньшем, а, скорее всего, в большем объеме ошибки возникают, когда человек бездействует, не проявляет необходимой активности. Это становится особенно заметно в современном быстро изменяющемся мире.
Значимое на данный момент быстро переходит в разряд мало значительного. Купленный впрок видеомагнитофон, телевизор, телефон так и остался невостребованной часть запаса у многих людей. Накопленное для того, чтобы стать запасом, на становящихся все более крутыми витках развития цивилизации быстро теряет свою ценность и пригодность к использованию, становится ненужным грузом. Приходится тащить его с собой по жизни, как узнику чугунные кандалы.
Кроме того, множественные и значительные изменения в жизни и окружающем мире требуют постоянной информационной и деятельной активности для того, чтобы адаптировать к ним организованный внутренний и жизненный порядки. Приходится постоянно учиться, например, осваивать гаджеты, ведь они становятся неотъемлемой частью жизни, позволяют поддерживать связь со всем миром.
Не устремленность к этому является такой же, а может быть и более значимой ошибкой, чем ошибка при попытке согласовать организованное и происходящее в себе и в жизни с образующимся новым.
Ошибки в ходе адаптации существующего к новому, к происходящим изменениям к лучшему дают много новой нужной информации. В итоге делают человека способным согласовать существующее с вновь нарождающимся, которое затем приносит ему новые возможности.
Отсутствие инициативной активности в адаптации существующего к новому приводит к тому, что приходится раз за разом урезать часть прежних жизненных функций, не имея возможности их реализовывать в новых условиях. Поэтому сохраняемое в себе и в жизни становится все более ущербным.
Кроме того, необходимо учитывать, что не желание быть активным в изменении к лучшему в себе и в жизни инициируется животным способом продления жизни, через стремление к покою и затаенности рядом с запасами. Но современный человек не может спрятаться со своими запасами, ему необходимо общение, взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому самой большой ошибкой является не устремленность изменять себя и свою жизни к лучшему.