Смысловая нацеленность на продление жизни предусматривает ведение жизни путем ее познания и за счет этого развития своих индивидуальных возможностей. Развитие индивидуальных возможностей в свою очередь самым непосредственным образом влияет на продление жизни.
Познание всех сторон жизни требует максимума свободного внимания, ведь для этого надо охватывать не одну, а разные стороны и направленности жизни, чтобы понять действующие между ними связи, зависимости. По этой причине важно не бояться освобождаться от избытков, как в теле, так и в жизни.
Избытком является все, что требует дополнительного внимания. Например, человек полный вынужденно борется с лишним весом. Он тратит на это время и силы и в то же время неосознанно подсчитывает свои затраты во взаимоотношениях с окружающими. Понимая, но не принимая разумную устремленность «быть системно и реально полезным», когда своей активностью в первую очередь приносит пользу себе за счет развития индивидуальных возможностей, он подчиняется управляющему действию системы инстинктов. В результате ему приходится постоянно поддерживать режим «экономии энергии» и в каждом действии, включая полезные действия по жизненным связям, преодолевать его. Человек тратит сил больше, чем нужно, устает, а организм упорно не расстается с избытками, потому что не получает сигнала о том, что общение идет ему только на пользу. Неопределенность относительно пользы понесенных затрат заставляет поддерживать напряжения собранности и готовности ко всему.
Избыточность в теле возбуждает рецепторы, нервную систему и психику, требует растрачивания избытка энергии и образуемых им агрессивных сред воссозданием энергоемкого животного состояния противления.
Оно всегда реализуется вместе с животным состоянием «ожидания не удовлетворяющего», которое ориентирует и направляет действие рефлекторной программы противления, противоборства.
Бороться надо с противником, врагом, не удовлетворяющим, что образует недоверия к составляющим жизненной ситуации и внутреннего мира, и тем инициирует потребность специально следить за происходящим в себе и в жизни.
Кроме избыточности устремленность специально контролировать существующее и происходящее в себе и в жизни инициируют систематически возникающие откатные состояния. Они образуют в сознании уже известный нам набор негативных ощущений: беспокойство о здоровье, чувство внутренней неуправляемости, восприятие неполноценности, ожидание ослабления, жалость к себе, чувство потери важной жизненной возможности.
Общее неприятие ко всему вовне отталкивает внимание от происходящего во внешней сфере и направляет в сферу внутреннюю, инициирует повышение уровня реализации программы сверхчувствительности. Отчего возникающие внутренние неравновесности вызывают еще большее беспокойство и потребность контролировать происходящее во внутреннем мире.
Но долго не обращать внимание на происходящее во внешней сфере жизни нельзя. Через небольшой отрезок времени сконцентрированный на себе человек ощущает беспокойство. Система инстинктов инициирует настороженность по поводу того, что происходит в оставленной без внимания жизненной ситуации. Вслед за недоверием к происходящему в себе в период откатных состояний человек обретает недоверие к происходящему в жизни. За это время могли произойти негативные изменения и, возможно, ему угрожает опасность.
Таким образом, человек, переполненный избытками в себе и в жизни вынуждает себя неосознанно следить за их сохранением, наращивая ощущение неоднородности с окружающими или их чужеродности по отношению к себе и чужеродности окружающего мира.
Чувство неоднородности он зарождает сам, под действием инстинкта самосохранения вида, который требует быть не хуже, а даже лучше других. Не устремленный быть системно и реально полезным, потому что занят сохранением избытков, человек вынужденно сравнивает свои возможности с возможностями окружающих, а свои запасы с их запасами. Всегда находятся те, кто богаче, сильней, здоровей и моложе. Кроме того, неоднородность усиливает ощущаемая человеком разнонаправленность рождающихся в себе желаний, устремлений и интересов с тем, к чему стремятся окружающие, к чему принято стремиться.
По сути дела ощущение неоднородности себя и своей жизни в сравнении с окружающими и происходящим инициируется индивидуальностью проявленных в человеке возможностей. До тех пор пока человек не стремится их выделить и использовать на пользу окружающим, образуя взаимозависимые отношения, он воспринимает проекцию индивидуальности в устройстве своей жизни, как нечто, отделяющее его от окружающих и окружающего мира.
Что и создает ощущение неоднородности с ними, а также представление о том, что воздействие окружающего мира и людей может деформировать и разрушать все, что наполняет его самого и его жизнь. Поддержание взаимоотношений с окружающими и происходящим во внешнем круге жизни вынуждает его постоянно пополнять запасы и перепроверять сохранность существующего в себе и в жизни.
Итак, круг замыкается. Избыточный человек не в состоянии прервать устремленность к пополнению запасов, и по этой же причине ощущает недоверие к возможности контролировать внутреннее состояние способностью с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни.