Сложнее всего человеку преодолеть жестко действующее в сознании животное стремление к сохранению существующего в себе и в жизни неизменным.
Эта идея, главенствующая в мировоззрении животного. Она является высшей устремленностью, в связи с тем, что животное не способно ничего видоизменять в себе так, чтобы сделать более оптимальным, чем от роду, чем образовано с опорой на инстинкты, отточенные миллионами лет эволюции.
Животное не способно без вреда для себя и своей жизни что-то принципиально изменять в структуре своего организма. Тем более образ жизни, образуемый на основании рефлексов, которые передали ему предки, образуя наследственную структуру и, научив его тому, чему их научили их предки. Изменения в животном мире происходят путем проб и ошибок, ценой жизни и здоровья тем, кто пробует первым, и вызываются резкими изменениями в условиях жизни, когда не остается ничего другого, кроме как умереть с голоду. История показывает, как из жизни уходили целые виды, а выживали единицы.
Поэтому животная идея сохранения существующего в себе и в жизни неизменным образует в сознании человека жесткое неприятие к любым изменениям внутри себя и в образе жизни. Изменения возможны только под давлением крайне негативных обстоятельств, в том числе тяжелых болезней или жизненных проблем, но уж ни в коем случае не по собственной инициативе.
В сознании человека рождается животный страх перед возможностью разрушить изменениями свою жизненную структуру и себя самого. Поэтому во многом зависимый в своих управляющих действиях и возникающих в сознании стремлениях от установок инстинктов, от воздействия подсознания он ощущает буквально животный страх, когда пытается инициировать кардинальные изменения в себе и своей жизни. Этот страх является страхом перед возможным приближением окончания жизни. Его энергия превышает энергию любых устремлений в сознании человека и, конечно, заведомо превышает энергию интереса.
Поэтому страх перед кардинальными изменениями, инициируемый системой инстинктов, полностью перекрывает интерес к ведению разумных преобразований, действуя в направлении, обратном этому интересу.
Казалось бы, из этой ситуации нет выхода, так как ведение разумных преобразований предполагает нескончаемую последовательность действий, постоянно изменяющих все существующее в человеке и его жизни.
Человек боится, что на этом бесконечном пути придется постоянно преодолевать мощнейшее воздействие страха, сильнее действия которого во внутреннем мире нет. Значит, впереди ждет вынужденное перенапряжение, возбуждение и усталость, которая потребует отдыха. Придется приводить себя в порядок от мощнейших деформаций в сознании, организме и психике. Вспоминая, как тяжело дался первый шаг по пути разумных преобразований, как тяжело было приходить в себя, ощущая откатные состояния, он вряд ли хочет продолжения.
Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации существует. Он состоит в том, чтобы видеть происходящее в себе и в жизни как единый процесс совершенствования своих индивидуальных возможностей и использования их в полезных действиях для окружающих, формирование на этой основе системы взаимозависимых отношений. В итоге организация взаимоотношений с опорой на развитие главного для себя и всего, что значимо влияет на совершенствование линии главного.
Реализация созданной структуры жизни с каждым шагом привносит изменения к лучшему во все составляющие жизненного процесса и внутреннего мира. Человек видит ее (эту структуру жизни) как нечто неизменное и сохраняемое им. Закономерности построения жизненного процесса никогда не изменятся, они существуют таковыми, потому что так устроен мир и жизнь людей.
Осознавая свой единый жизненный процесс в виде этой структуры главного и значимо влияющего на его реализацию, человек наблюдает все остальное происходящее в себе и в жизни, как ее продолжение главного в каждой составляющей.
В каждом сегменте внутреннего мира и в жизненной ситуации верхняя структура главного и значимо влияющего на его реализацию повторяется так же, как повторяется первый кристаллик льда в каждом последующем нарастающем кристалле. Первичный кристалл главного и значимо влияющего на его реализацию повторяется в каждой составляющей внутреннего и жизненного процесса человека, образуя равномерную, однородную структуру жизни.
При этом любые изменения в человеке и его жизни не затрагивают закономерности строения единого жизненного процесса, обеспечивающего возобновление всех функций, целей и задач, всех составляющих жизни и их развитие. Другими словами, он возобновляет составляющие, но оставляет постоянной саму структуру. Что способствует возрождению жизни.
Таким образом, одновременно реализуются обе смысловые идеи, Животная – сохранение существующего в себе и в жизни неизменным и разумная – устремленность к изменениям существующего в себе и в жизни к лучшему. Не входя в антагонистическое противоречие, а действуя параллельно, складывая энергию, жизненную активность и внимание человека в одну общую устремленность, они содействуют всемерному продлению жизни.
Разумная устремленность изменения к лучшему воспринимается животной управляющей системой как использование дополнительной возможности, кроме известных и записанных в наследственных программах рефлексов и инстинктов, для решения задач продления жизни, поэтому всемерно поддерживается ею.