Установки инстинктов, которым человек неосознанно и слепо подчиняется постоянно инициируют в сознании представление о том, что избыточность является опорой для изменений к лучшему.
На самом деле избыточность ведет человека не к лучшему, а только к большему, к пополнению того, что у него уже есть. Он набил руку на том, что умеет и имеет, в чем к возрасту зрелости однозначно достиг полноты. Осваивать новое уже нет желания и возможности, и человек следует своим привычкам, делает то, что у него хорошо получается.
Для животного понятия лучшее и большее равнозначны, ведь оно обитает в среде, где на всех всего не хватает, поэтому лишь иногда имеет возможность быть сытым, достигать полноты необходимого. Для животного лучшее – это всегда большее, то есть приближающее его к полноте необходимого.
Человек в современном мире, особенно к возрасту зрелости, обеспечен возможностью удовлетворять на доступном себе уровне всю полноту своих жизненных целей, задач, потребностей и интересов. Избыточность приводит не к совершенствованию полноты необходимого, а к более быстрому достижению рубежа полноты необходимого. Далее она не просто бесполезна, а вредна, так как сдерживает основную устремленность разума к познанию.
Избыточный человек пребывает в состоянии довольствования. В его сознании создается обманчивое впечатление, что он может спокойно прожить свою жизнь, лишь добавляя к тому, что уже имеет новое, не утруждая себя мыслями об изменениях и действиями по их реализации. Лучшим для него является сохранение существующего неизменным.
Но изменяющийся мир, жизненная ситуация, постоянные изменения в организме, психике и разуме не позволяют ничего сохранить. Жизнь на земле возникла исключительно за счет способности живого адаптироваться к изменениям во внешней среде жизни и в своем внутреннем мире.
Поэтому стремление к лучшему как к достижению более экономичного состояния, это не самоцель. Реализация этого стремления позволяет инициировать интерес к производимому, в связи с тем, что оно приводит в более оптимальную внутреннюю и жизненную ситуацию, открывает перед человеком большие возможности, большую свободу внутри себя и в жизни. Что и создает состояние удовольствия, удовлетворения, инициирует интерес к продолжению производимого, то есть приток активности для продолжения жизни.
Следовательно, устремленность к созданию более экономичного жизненного процесса, то есть к лучшему, это объективное требование жизни. Не стремясь изменять существующее в себе и в жизни к лучшему, человек приводит к деградации свою жизненную ситуацию, он отстает от жизни, все время вынужден поправлять последствия своей безынициативности.
Молодой человек может думать, что ему-то рано заниматься изменениями к лучшему, он еще не создал полноты необходимого. На самом деле это не так. Пока он будет создавать полноту необходимого, опираясь на свои текущие потребности и интересы, время уйдет. Вести изменения к лучшему надо сразу как только созданы самые общие представления о полноте необходимого.
Другими словами, совершенствовать свое мировоззрение надо сразу как только сделаны первые шаги по реализации новой идеи. Если человек имеет представление о полноте необходимого, то в процессе ее создания может уточнять свои первоначальные предположения о ее структуре с учетом изменений в жизненной ситуации.
В таком случае молодой человек будет создавать полноту необходимого, более соответствующего своим возможностям, потребностям и интересам, более согласованного с происходящим и существующим в окружающем мире, в жизненной ситуации и внутри себя самого. Ему гораздо проще изменять к лучшему уже налаженный механизм единого процесса жизни.
Если он будет дожидаться зрелости, то за время приближения к ней создаст в себе и в жизни столько не нужного, что придется потратить несколько лет на его преобразование, лишь затем оно станет годным для изменения к лучшему.
Итак, вступая на путь разумных преобразований, надо с первых шагов видоизменить свои представления о полноте необходимого. При этом видеть в полноте необходимого не только то, что требуется для жизни, а то, что потребуется для изменения к лучшему существующего в себе и в жизни, то есть самой полноты необходимого. В первую очередь, это возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни, чтобы обеспечить систему разума обновленной информацией.
В противном случае в отсутствии новизны система разума уступает первенство установкам системы инстинктов и человек мыслит и действует животными установками во взаимодействии с другими людьми.
Необходимо учитывать, что для человека разумного понятие полноты необходимого не может быть постоянной величиной. Изменение полноты необходимого в полноценно организованном жизненном процессе в зависимости от изменений во всех сферах жизни и с использованием более совершенного в процессе этих изменений – это и есть единственный способ жить, то есть продолжать жизнь. Довольствование является самообманом, позволяющим не продолжать жизнь, а доживать по времени и в состоянии, которое позволят обстоятельства.