Представления зрелого человека в отношении событий своей жизни являются гораздо более четкими, чем в молодости. Ведь к этому возрасту он создал семью, построил дом, добился устойчивого служебного положения, имеет определенные накопления, ожидает заслуженной пенсии. Он практически все знает о том, что делать и чего не делать, как жить, с кем и на что.
Снижение неопределенности относительно будущего приводит к понижению контрольной системой инстинктов уровня генерации страха, напряженности программ сверхчувствительности, настороженности и готовности ко всему.
В этот же период происходят естественные изменения в организме и психике, связанные с понижением уровня энергонасыщенности в организме с целью увеличения его жизнеспособности. Эти два процесса чаще всего совпадают по времени и рождают достаточно ощутимые внутренние изменения.
Но мало кто из людей интересуется собственным устройством, протеканием физиологических, психических и разумных процессов, мало кто умеет отличать в себе действие рефлекторных программ и генераций, понимает причины их инициирования и ослабления. Мало кто понимает причину изменений своей внешности, некоторого ослабления и замедленности в движениях.
Все эти изменения в себе зрелый человек связывает со старением. Наблюдаемые изменения вызывают в сознании тревогу по поводу своего здоровья. Ведь он знает, что за чертой зрелости наступает дряхлость, потеря активности, старость.
В то же время организованность его сознания и жизни позволяет создать достаточно длительную по времени перспективу представлений о будущем. В связи с этим в сознании зрелого человека зарождается неопределенность другого свойства, это неопределенность возможности быть активным, жизнеспособным, способным действовать в будущем.
Несмотря на то, что пути развития жизни для зрелого человека им заложены и ясны для него, неопределенность относительно сохранения дееспособности, активности, здоровья, рождает состояние ожидания непредвиденного. Ожидание непредвиденного не во внешней жизненной ситуации, а относительно событий во внутреннем мире инициирует те же напряжения настороженности, сверхчувствительности, готовности ко всему, насыщаемые генерациями страха по поводу происходящего внутри себя.
Вот почему для человека зрелого возраста важнее, чем для молодого, учиться понимать свое собственное строение, отличать ход внутренних процессов, действие внутренних систем и структур, действие рефлекторных программ и генераций, а не стремиться перепоручить происходящее внутри себя медицине.
Медицина не способна видоизменять направленность внутренних процессов, она занимается ослаблением последствий в организме и психике, которые человек инициирует в себе своими действиями либо бездействием. Медицина не может гарантировать сохранность здоровья в будущем, она способна помочь доживать в разрушаемом самим человеком организме с меньшей болью, с меньшими неприятными ощущениями.
Сохранение активности и дееспособности зависит от того, насколько человек понимает как он воздействует на существующее и происходящее внутри себя, и сообразно этим знаниям организует свой внутренний информационный процесс и свою жизненную структуру, организует свое будущее.
Не нацеливая себя на познание своего собственного строения, зрелый человек обрекает свой организм и психику на разрушение, а разум на деградацию. Ведь он не содействует позитивному снижению внутренней избыточности, напряженности и возбуждения, происходящих естественным образом, в связи с изменениями в системе внутреннего обмена. Кроме того, в связи большей определенностью относительно возможности обеспечивать себя необходимым в будущем, связанной с организованностью жизненной структуры. Другими словами, не нацеливая себя на познание собственного строения, человек не дает себе воспользоваться плодами своей многолетней активности, направленной на организацию жизни.
Неопределенность относительно качества своего внутреннего состояния в будущем, в связи с убежденностью в том, что близок период ослабления внутренней активности, период деформации внутренних физиологических и психических функций, дряхления и старости, делает для человека пугающим следующий за текущим момент жизни.
Напуганный информацией о болезнях, настигающих то одного, то другого сверстника, которые совсем недавно казались здоровыми, ни на что не жаловались, он ожидает и для себя нечто подобного в любой последующий момент жизни. По этой причине будущее его жизненной ситуации, мысли о нем становятся докучливым злом, рождающие лишь раздражение, в связи с невозможностью планировать свои намерения и быть уверенным, что их удастся воплотить в жизнь.
Неопределенность относительно будущности своего организма, психики, усиливаемая зачастую без реальных на то оснований, воссоздает в сознании и теле человека предельно высокий уровень генераций страха и действия рефлекторных программ настороженности, сверхчувствительности и готовности ко всему. Но самое главное, это напряжения внутренней собранности, позволяющие ощущать свою способность противостоять болям, неприятным ощущениям, дурному настроению и дурным мыслям об окончании жизни.
Поддерживая предельный уровень генераций страха, напряженности и возбуждения, человек неадекватно реагирует на изменения в жизненной ситуации. Любые непредвиденные события, даже абсолютно не значимые, выбивают его из колеи. Заставляют торопиться, суетиться, делать много лишнего, ненужного, а то и вредного для своей жизни, а в итоге для себя.
Все это только потому что непредвиденные обстоятельства вынуждают планировать свои действия, значит раскрывать в своем видении представление о будущем, одна мысль о котором раздражает и одновременно угнетает психику зрелого человека. Ему хочется, чтобы все скорее вошло в привычный ритм и оставалось неизменным, чтобы не надо было думать о будущем, выстраивать перспективу намерений, последовательность действий, которые обязательно проецируются во времени, значит, инициируют представления о будущем.