Функциональный подход к сохранению используемого, имеющегося или, по-другому, сохраняемого, позволяет человеку избавиться от постоянного беспокойства, возникающего в сознании, в связи с тем, что он одновременно вынужден реализовывать две основные жизненные задачи: сохранение имеющегося и реализацию необходимого в жизни. Он не ломает то, чем пользуется и даже бережно относится, но не стремится сохранить. Предметом устремлений человека является оптимальное выполнение самого действия, чтобы в результате получилось нечто лучшее.
В том случае когда он выделяет заботу о сохранении в отдельную задачу, как правило, главную, то вынуждает себя оценивать одни и те же вещи, процессы, ситуации с двух различных точек зрения. Когда он реализует жизненные действия, для него это используемое, когда вспоминает о необходимости сохранения, то же самое становится охраняемым, которое надо использовать как можно реже.
Например, хочет быть полезным и сразу же прикидывает, насколько это может повлиять на собственное здоровье, насколько уменьшит возможность пребывать в состоянии покоя. Другими словами, проявляет активность и одновременно сдерживает себя, бережет силы, здоровье.
Мир, происходящее в жизни предстают перед его глазами в виде двух различных моделей. Но внимания не хватает, чтобы во всей полноте осознавать происходящее и реализовывать всю полноту поставленных целей при реализации двух основных жизненных задач. Приходится переключать внимание с одной модели на другую. в этом заключается вся сложность.
Дело в том что конкретность происходящего в оставленной без внимания модели быстро забывается, и при возврате к ней приходится вновь все расставлять на свои места, не доверяя оставшимся в видении отрывочным воспоминаниям. Например, если долго был занят делами и проблемами кого-то из близких, возникает беспокойство относительно собственных дел. Долго не думал о других, возникает беспокойство о том, что жизненные связи могли за это время нарушиться, с ним больше не захотят общаться.
Каждый раз переключая внимание, человек неосознанно вводит себя в состояние настороженности по отношению к происходящему в себе и в жизни, осознаваемому с оставленной им позиции. Состояние настороженности всегда инициируется вместе с программой сверхчувствительности и состоянием ожидания не удовлетворяющего. Поэтому, оценивая происходящее с помощью одной из моделей, человек ощущает беспокойство, в связи с тем, что оставил без контроля происходящее в другой модели.
Устремленный замечать лишь свою усталость и компенсировать ее отдыхом, в конце концов, обязательно выработает какой-то ритм отдыха. Но вряд ли у него возникнет интерес к приведению в соответствие своих возможностей условиям жизнедеятельности, а условий деятельности своим возможностям.
Таким образом, человек постоянно инициирует в себе беспокойство. Даже если ничего не происходит, повышающийся уровень сверхчувствительности в ожидании неприятностей начинает воспринимать страх, являющийся действующей силой состояния настороженности. Что образует на уровне реального сознания состояние беспокойства. Для разделения в видении рассмотренных моделей человек неосознанно применяет стандартные рефлекторные программы.
Происходящее и производимое в жизни имитируется разжевыванием новой порции пищи у передних правых зубов, а задача сохранения имеющегося — удержанием и муссированием нажеванного за левой щекой.
Необходимость вести контроль, перераспределяя внимание из одной части в другую приводит к одновременному изменению направленности напряжений в ротовой полости. Язык то прижимается средней частью левой стороны к району имитируемого нажеванного, то упирается правой частью в передние правые зубы, где имитируется разжевываемая порция пищи.
Все напряжения языка опираются на челюсть, подъязычную кость. Челюсть и подъязычная кость поддерживаются мышцами шеи. Мышцы шеи поддерживаются мышцами верхнего плечевого пояса, подпираемого мышцами всего тела.
В результате чисто информационное действие переключения внимания в видении реализуется ощутимым периодическим изменением направленности напряжений мышц всего тела, что приводит к возникновению тремора.
Человек воспринимает его в себе, как проявление неполноты внутренней управляемости и, в связи с этим, стремится подавить его, воссоздавая компенсирующие напряжения. Этим в еще большей степени повышает уровень внутренней напряженности, тело буквально каменеет. При расслаблении опять ощущает биение тремора внутри себя, что также является причиной постоянного беспокойства.
Чем в большей мере человек стремится охватывать своим вниманием происходящее в обеих моделях, тем в большей мере в сознании возникает потребность чаще переключать внимание с одной модели на другую, чтобы успевать поддерживать более полное представление о происходящем в каждой из них, снижая уровень настороженности, значит, страха, являющегося действующей силой настороженности, и понижая уровень беспокойства.
Таким образом, независимо от своего положения сидя, лежа или стоя, человек все время напрягает мышцы в ответ на переключение своего внимания, если озабочен необходимостью сохранять имеющееся, в том числе здоровье.