Основным отличием процесса познания от потреблением информации является развитие способности не ожидать генераций страха за счет инициативной активности сознания.
Устремляя себя быть системно и реально полезным по жизненным связям, человек развивает и совершенствует индивидуальные возможности, познает окружающее и самого себя. Возобновление новизны в мировоззрении и переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем позволяет хотя бы в самых общих чертах создать представление о будущем. Человек знает о неминуемости окончания жизни, но в текущий момент его внимание полностью занято углублением взаимопонимания с окружающим миром и людьми в нем, поэтому системе инстинктов крайне редко удается его перехватить и воссоздать ожидание страха.
В ходе потребления информации, даже если человек ее анализирует и пытается выстраивать планы на будущее, но не стремится быть системно и реально полезным окружающим людям, будущее для него остается неопределенным и мысли о нем инициируют генерации страха. Неразрешимой неопределенностью остается вопрос, с кем он будет в будущем, кому и чем сможет быть полезным и кто будет помогать ему.
Создавая запасы всего, начиная от материальных ценностей, оканчивая информацией, знаниями, впечатлениями, человек создает готовность доживать в достатке и комфорте. Он вынужденно утверждает, что все знает и понимает, но при этом не может оградить себя от ожидания страха. Ему нельзя отказаться от своих взглядов и заместить более совершенным видением. С позиции системы инстинктов запасов, в том числе знаний, не может быть достаточно, мало ли что может случиться, поэтому ни с чем нельзя расставаться, их можно только пополнять.
Если разум подсказывает необходимость разобраться в вопросах жизни или конкретности изменений, происходящих во внутреннем мире, ему приходится преодолевать действия, сдерживающие информационную активность, активность мышления и познания.
Привыкнув, что он устает от познания, человек подходит к информации выборочно, пытается разобраться в сути того, что непосредственным образом внедряется в его жизнь, то есть в случае крайней необходимости. Но отрывочные попытки познания не образуют в сознании и видении цельного и конструктивного мировоззрения. Тем более не сопутствуют совершенствованию, ведению системного переосознания своих представлений о прошлом, происходящем и будущем.
Из-за неполноты информационной обеспеченности человек так и остается не готовым даже в крайней необходимости разобраться в сути неопределенности. Он использует информацию из памяти. Решение любого вопроса, познание самых простых вещей становится для него тяжким трудом. Тем более что контрольная система инстинктов постоянно инициирует действия, сдерживающие активность процесса познания и мышления.
Привыкая, что процесс познания протекает с затруднениями, приводит к возбуждению, усталости, к тому же мало продуктивен, человек стремится избегать необходимости разбираться в жизненных проблемах.
Он создает привычный круг интересов, устойчивый и неизменный порядок в сознании и жизни. Этот порядок включает однажды произведенные изменения и переосознание. Но в основном человек всячески избегает информационных и жизненных контактов с новым, образующимся в процессе развития цивилизации, создающим возможность изменений к лучшему. Нежелание вести изменения к лучшему не устремляет соприкасаться своим вниманием с не удовлетворяющим, будь это кто-то из окружающих или события в социуме.
Даже наоборот, обретает устойчивую устремленность избегать вниманием проблемы внутренних и жизненных вопросов. Внимание концентрируется на стабильно проистекающих жизненных процессах и давно налаженных взаимодействиях.
Лучше всего удается концентрировать внимание на сторонних интересах, где, встретив неопределенное, в любой момент можно заняться другим. Это не вызывает страха, так как человек не собирается продолжать то, что ему не понятно или неприятно. Он просто забывает об одних сторонних интересах и находит другие.
Постепенно, боясь страха, боясь ответственности ошибиться и причинить себе вред, человек во всех проблемных, значит, решающих вопросах жизненной и внутренней ситуации занимает стороннюю позицию. Он просто инициирует в сознании внутреннее не согласие с происходящим.
Этим в еще большей мере инициируя рефлекторную программу «готовности к выташниванию», противление и неприятие, отделяет себя в информационном и деятельном плане от происходящего в нестабильных взаимоотношениях с окружающими людьми. Не оптимальная организация вызывает негативные последствия в процессе развития жизненной структуры, а в итоге в процессе возобновления жизни.
Занятый на отдельных направленностях жизни человек не успевает разрешать зарождающиеся проблемы в жизненном процессе в целом, этим сопутствует нарастанию деформаций в собственном здоровье. Постепенно действия не оптимально организованных процессов начинают деформировать происходящее в достаточно организованных направленностях. Человек привыкает получать информацию о проблемах, рожденных вторичной волной деформаций, но отказывается участвовать в ней, у него попросту не хватает свободного внимания.