Сутью разумных преобразований является замещение управляющего действия инстинктов управляющим действием системы разума в ходе общения с окружающим миром и людьми в нем. Вот почему так много внимания приходится уделять идеологии поддержания рефлекторных напряжений. Ведь система инстинктов не позволит расслабиться до тех пор, пока человек не докажет, что в организованном обществе гораздо проще жить, развивая индивидуальную направленность, нежели быть ведомым инстинктами.
Инстинкт самосохранения требует быть не хуже других, а инстинкт самосохранения вида требует делиться добычей с членами своей стаи. Подчиняясь этим установкам в ходе сравнения, человек во взаимодействии с окружающим миром и людьми воспринимает себя либо ущербным, либо совершенным, образуя соответствующие рефлекторные напряжения. Чувство неполноценности и чувство собственного совершенства поддерживается им постоянно, так как он ощущает себя хуже одних людей и лучше других. Понятия хуже и лучше подразумевают материальный достаток, внешние данные, познания, умения и т. д.
За годы жизни человек формирует представление о своем месте среди людей и сообразно отведенному им себе месту ограничивает круг своих интересов и потребностей. Другого способа оценивать свои потребности и интересы у системы инстинктов нет.
При снижении уровня проявленности в сознании и теле рефлекторной программы, устремляющей сравнивать свои возможности с возможностями окружающих и определять границы своих интересов, устремлений, потребностей он ощущает инициируемые системой инстинктов сомнения. Под влиянием сомнений человек уже перестает быть уверенным в том, что сможет самостоятельно организовывать круг своего внимания, распределения времени, жизненных сил и средств, то есть формировать образ своих мыслей и образ своей жизни.
Раньше ему не надо было много думать,смотри на других и повторяй. Теперь кажется затруднительным ориентироваться в мыслях и действиях, не опираясь своим восприятием на ощущение своей неполноценности в сравнении с окружающими либо своего превосходства над ними. Ведь без этого человек не способен выработать представления о круге интересов, о круге доступного для себя.
Для погашения сомнений необходимо заместить потребность в сравнении на обоснованную убежденность в своей способности вести жизнь.
Во-первых, не требуется сразу брать на себя ответственность за все происходящее и существующее. Разумные преобразования не наступают сразу как только человек приступает к ним. В его сознании лишь проявлена устремленность, раскрывая и совершенствуя свои индивидуальные возможности, быть полезным этими самыми возможностями окружающим. Но жизненный процесс ведется привычным путем сравнения.
Важно понять, не сам человек решает, что теперь будет поступать только разумно, в суете он может об этом забыть. Мало просто давать себе обещание. Если он поддерживает представление о главном для себя и значимо влияющем на развитие линии главного, то одним этим показывает, что использует управляющее действие системы разума. Неправильный выбор интереса или потребности человек всегда может откорректировать, так как все они находятся водном створе, направлены на развитие индивидуальных возможностей.
Во-вторых, даже на первых порах индивидуальные возможности превышают возможности окружающих. Конечно, если он стремится их совершенствовать. По определению индивидуальные возможности уникальны, их совершенствование позволяет получить максимум нового и интересного для себя. Происходит это потому что не приходится тратить время и внимание на то, что никак не влияет на жизнь.
Таким образом формируется объем и направленность жизненных интересов. При этом нет нужды ограничивать себя, так как все они нацелены на сознание необходимых условий и возможностей для развития индивидуальных способностей. А это интересно не только самому человеку, но и людям, составляющим круг его связей. Постепенно они используют его возможности для реализации своих жизненных функций, целей и задач. С их стороны расширение интересов человека встречает содействие или, по крайней мере, не ограничивает развитие.
Важно, что человек формирует круг своих устремлений, интересов и потребностей не с помощью их ограничения, не запрещая себе что-то, а только путем инициирования состояния интереса к продлению жизни. Круг этих интересов и потребностей уже, нежели у того, кто так и не определился в направленности своей жизни, не определился в главном в ней. Но не за счет ущемления части из них, а исключительно за счет рациональности.
Уровень реализации этих интересов вообще ничем не ограничен. Поэтому отпадает необходимость для ориентации своих устремлений, мыслей и действий опираться на восприятие слабости своих возможностей либо на их превосходство в сравнении с окружающими.