Кроме состояния «готовности ко всему» замене животной смысловой идеи «сохранения всего в себе и своей жизни» на идею разумную «ведение жизни путем возобновления» мешает ошибочное представление о лучшем для себя в будущем.
Системное использование для компенсации внутренних неравновесностей различных рефлекторных программ инициирует в сознании человека животное мировоззрение. Его установки вклиниваются в логические построения относительно видения жизни и понимания лучшего для себя в будущем.
Животное не способно организовывать свой жизненный процесс, изменяя качество взаимоотношений с окружающими и условия своей жизнедеятельности во внешней среде. Хищники не могут договориться с мелкими животными, а травоядные вырастить новый урожай. Животное отыскивает подходящие для себя условия и обитает в этой среде до конца жизни. По этой причине видит лучшим для себя накопление и создание запасов, а также воссоздание избыточности внутри себя. Возможность как можно дольше пребывать сытым в укромном месте является гарантией продолжения жизни в будущем, возможность быть какое-то время независимым от опасного, злонаправленного окружающего мира.
Для животного лучшее это всегда прибавление чего-либо к тому, что уже имеется. Подобным же образом человек, во многом использующий в построении своего видения животные установки, представляет для себя лучшим в будущем прибавление чего-либо более совершенного к тому, что он имеет, в том числе материальные ценности, знания, впечатления, информацию и т. д.
В молодости устремленность к лучшему, к расширению своих потребностей и интересов не пугает. Молодой человек ощущает избыток сил, он во многом свободен и поэтому уверен, что у него все еще впереди и надо потреблять все, что вызывает хоть какой-то интерес.
Зрелый человек уже имеет жизненную структуру, которая обеспечивает его всем необходимым. Создавалась она чаще всего под действием обстоятельств, когда было полно сил и интересов, когда в сравнении с другими хотелось всего и сразу, С годами избыток сил естественным образом покидает тело, поэтому трудно представить себе возможность воссоздать такую же прогнозируемо обеспечивающую структуру в будущем, повторить, если произойдет какое-то изменение в жизни.
Таким образом, с возрастом человек боится изменений. Ему уже не хочется нарушить устоявшийся порядок в жизни и в сознании. Он предпочитает спокойно доживать. Возможность изменить к лучшему свою жизнь видит исключительно в прибавлении нового и более совершенного к уже существующему. Если новое окажется вредным, от него можно в любой отказаться и вернуться к испытанной схеме жизни. Это успокаивает.
При попытке вести преобразования и заместить смысловую идею «сохранения существующего неизменным» на стремление к возобновлению всего в себе и своей жизни, то есть к реально лучшему для себя человек ощущает протест со стороны системы инстинктов.
Происходит расслабление глубинных рефлекторных установок, многие годы используемых для воссоздания состояния «готовности ко всему» и сохранения существующего неизменным.
Действиями системы инстинктов инициируется состояние ожидания голодных болей в желудке, остывания, ослабления, в итоге, страх перед возможным приближением окончания жизни. Возникает суетное, неуравновешенное состояние, чувство снижения уровня безопасности и готовности к ведению жизни.
Кажется, если отвлечься от процесса «сохранения в состоянии ожидания худшего» и устремиться к лучшему, то можно потерять контроль над существующим. А это может привести к нарушению его целостности или даже потере его полноты.
Поэтому при переходе из состояния готовности ко всему, как опоры для идеи сохранения существующего неизменным, к стремлению изменить свою жизнь к лучшему, человек ощущает, инициируемое инстинктами, ощущение снижения уровня безопасности, и готовности к продолжению жизни.
На уровне реального сознания это воспринимается как интуитивное предчувствие надвигающихся неприятностей, болезней, травм, несчастных случаев.
Негативное состояние усугубляется расслаблением напряжений «готовности ко всему» и образование «откатных» ощущений,
Возникающее на уровне физиологических взаимосвязей подташнивание инициирует общее неприятие ко всему вовне.
Зарождается страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться не существующими, а имитируемыми физиологическими позициями, в частности «нажеванным за левой щекой», как запасом, гарантирующим продление жизни в будущем.
Трудности определения местоположения имитируемых позиций в оттекающих и имеющих слабую чувствительность тканях инициируют чувство потери. Система инстинктов воссоздает жалость к себе, чтобы общим неприятием ко всему вовне отвлечь внимание от внешней сферы и сконцентрировать в сфере внутренней.
Все эти идущие с уровня физиологических рефлекторных связей состояния воспринимаются на уровне реального согласия как беспокойство о здоровье, чувство внутренней неуправляемости. Что становится материальным подтверждением опасений относительно надвигающихся неприятностей в организме. Общее неприятие ко всему вовне, инициирует в сознании негативное отношение к окружающему миру и людям, и тем способствует поддержанию состояния ожидания неприятностей.
Таким образом, мы снова пришли к выводу о том, что установки системы инстинктов не могут просто так отпустить свое управляющее действие. Требуется обоснование, чтобы заместить действия инстинктов действиями системы разума.