Полезно обратить особое внимание на то, что, контролируя внутреннее состояние путем подавления неприятных ощущений, человек неосознанно поддерживает состояние общего неприятия ко всему вовне, чтобы часть внимания из внешней сферы перераспределить во внутреннюю. Важно отметить, что он этого даже не замечает, и агрессивное состояние неприятия становится частью естественного отношения ко всему вокруг.
Это не всегда означает явную агрессию по отношению к кому-либо или чему-либо. В большей мере это означает нежелание тратить свое внимание, время и энергию на окружающих. Другими словами это заставляет человека ограничивать основную функцию, которая характеризует разумные преобразования, устремленность быть системно и реально полезным по жизненным связям.
В итоге человек ограничивается обсуждением идей разумных преобразований с партнерами, но не ощущает успехов на этом пути. С одной стороны, он намеревается вести изменения к лучшему, с другой стороны, старается не видеть большинства собственных проблем, а особенно проблем окружающих его людей, так как не может ничем им помочь. При одной мысли о необходимости участвовать в жизни кого-то уверяет себя в том, что не обладает достаточными возможностями.
На самом деле так оно и есть, ведь он не использует всю полноту своих внутренних ресурсов, искусственно сдерживая их на контроле негативных проявлений в собственном внутреннем состоянии, возникающих при расслаблении напряжений подавления страхов и восприятия своей неполноценности.
Человек ведет сразу две задачи, поэтому, занимаясь одной, сохранением существующего неизменным, ощущает беспокойство относительно оставленной без внимания задачи разумных преобразований. Переключая внимание на разумные преобразования, ощущает не менее сильное беспокойство по поводу возможности не сохранить существующее неизменным. Бесполезная трата внутренних ресурсов не приносит ничего кроме беспокойства и чувства неудовлетворенности.
Круг замыкается. Человек не может развивать свои индивидуальные возможности, потому что не может оторваться от контроля собственных страхов. Сколько он ни будет изучать теорию разумных преобразований, вырваться из этого круга не сможет. Неудачи и неуспех постепенно только повысят уровень ущербности и ощущения слабости. Рефлекторные напряжения усилятся, а вместе с ними усилятся неприятные откатные состояния.
При этом человек видит такое положение лучшим для себя и стремится сохранить возможность контроля и частичного ведения преобразований. То есть ставит перед собой две взаимоисключающие задачи “сохранения” и “возобновления”.
Реально разорвать образованный установками системы инстинктов круг можно только путем замещения своих представлений о лучшем и смысловой нацеленности. Это инициативное действие показывает на изменение приоритетов, на представление о том, что человек видит главным для себя не страх перед будущим и попытки защититься от него, а осознанное обустройство своего будущего и подготовку к нему своих возможностей.
Как только человек пересматривает свои взгляды на “лучшее для себя” он перестает бояться увидеть и осознать проблемы окружающих людей. При этом он отдает себе отчет в том, что ни одна сложная жизненная задача не решается одним действием. Да этого и не требуется. Процесс разумных преобразований перестает быть изучением правил применения разумной методики ведения жизни, а становится самой жизнью. Партнеры помогают друг другу, а самое главное одновременно помогают самим себе.
Наблюдение проблемы со стороны позволяет дать объективную оценку происходящему, поискать, что пугает партнера настолько, что он не может изменить свои представления о лучшем. Обернувшись на себя и свою жизнь, человек обязательно увидит, что сам находится в той же ситуации, под действием неосознанного страха. Причину этого страха он никогда бы не смог понять, если бы не устремился быть системно и реально полезным и не вник в жизненную проблему партнера.
В итоге он разрешает свою проблему, вернее приступает к ее разрешению, этим ослабляет часть удерживаемого страха, а вместе с ним часть рефлекторных напряжений. Одновременно снижает уровень общего неприятия ко всему вовне. Сумев однажды оказать реальную помощь, он в дальнейшем ощущает потребность продолжить это занятие.
Его отношение к происходящему во внешней сфере становится реально конструктивным, своими действиями он реализует изменения к лучшему. В ходе этого процесса человек приходит к пониманию и реальной оценке своих возможностей. Индивидуальные возможности не имеют ничего общего со способностью сходу разрешать трудные вопросы.
Одним-двумя шагами можно затронуть только видимую часть того, чего касается проблема. Например. заставить или уговорить кого-то поступать по-другому, не делать плохого, не бояться чего-то, сменить работу, если проблема касалась конфликта в коллективе. Но истоковые причины останутся и постепенно вернут все в исходное положение, к плохим поступкам, к страхам. конфликтам на новой работе.
Проявление индивидуальных возможностей заключается в такой реорганизации, которая затронет все без исключения составляющие жизненного процесса. Процесс это длительный, но именно в его длительности и заключается интерес к жизни. Потребуется быть системно и реально полезным многим людям, и и думать год, два или больше. Это означает, что человек может занимать свое внимание не отвлеченными от жизни вопросами, а думать о реальных людях и об их реальных проблемах,чувствовать себя при этом полезным.