Наши совсем не далекие предки испытывали недостаток тепла и еды, они выживали, поэтому им не иметь интереса к производимому было не так уж и страшно.
Большинство постоянно недоедало и также постоянно перенапрягало себя физической работой, необходимой для обеспечения насущных потребностей. Постоянные недостатки в чем-либо настолько занимали внимание, что думать о чем-то другом кроме насущных потребностей можно было только в короткие праздничные дни.
Тяжелый физический труд, зависимость от природных катаклизмов заглушали действие страха, инициирующего к жизненной активности. Физические перенапряжения, в которых приходилось совершать самые обычные жизненные действия, разрушали организм и психику несравнимо более медленно, нежели действие прямого страха оказаться необеспеченным во всей полноте в будущем. Например, остаться без запасов на зиму.
Современный человек не замерзает и не голодает, поэтому имеет единственный резерв для возможности содействовать продлению своей жизни. Этот резерв заключается в том, чтобы не создавать резких изменений в деятельности организма, психики и разума, не инициировать в сознании страх перед непредвиденным. Это требует организации происходящего в сознании и жизни, инициирования интереса к продолжению своих действий в будущем.
Организация происходящего в сознании начинается с перехода к конструктивному мировоззрению, помогающему постепенно ломать стереотип стремления к экономии и созданию всевозможных запасов на “черный день”. Интерес возникает только в том случае, когда человек видит расширяющуюся перспективу нового, более полезного для себя в будущем, и свою возможность реализовывать эти действия, не перенапрягая себя, в условиях, соответствующих своим естественным возможностям.
Создать благоприятные условия для всех возможных путей развития своей жизни в будущем невозможно. Каждый из вариантов превращается в конкретную цель, заставляющую концентрировать внимание и одновременно сомневаться, все ли учтено при подготовке. Это относится ко всем без исключения направлениям жизни.
Сконцентрированный на работе, учебе, искусстве, малом круге жизни, сторонних интересах человек не может освободиться от волнения и беспокойства относительно неопределенностей во всех оставшихся без внимания составляющих жизненного процесса. Отдельным личностям удается достигать успеха, делать открытия, преодолевая страх перед неопределенностью. Это как правило гениальные люди, способные абстрагироваться, либо получающие абсолютную поддержку близких. Но подавляющее большинство людей не отличается способностью выдвигать новые идеи, оставаясь исполнителями.
Творческое мышление нельзя воспитать, не изменив смысловую нацеленность жизни. Одаренный человек, не имеющий конструктивного мировоззрения и стремления к ведению жизни путем возобновления, остается заложником страха перед не насыщенностью. Он не догадывается об этом, и причины своих неудач ищет в своей несовершенной наследственности, невезучести, лености. Но дело не столько в наследственности, сколько в неспособности уйти от стереотипов в сознании, от когда-то воссозданной реакции на происходящее, установленного отношения, приверженности общепринятому и положенному.
Человек, которому не грозит потеря жизни от голода и холода, физически здоровый, образованный, вынужден неосознанно ожидать голода и готовиться к нему, занимая ожиданием существенную часть своих внутренних ресурсов, каждой мыслью подтверждает необходимость экономить энергию.
Принятие новой идеи требует всей полноты внимания. Следовательно, человек должен быть внутренне свободен от страха не насыщенности. Уровень новизны идеи зависит от уровня внутренней свободы. Уровень внутренней свободы напрямую зависит от глубины взаимопонимания и согласия с окружающими. Особенно это касается людей близких, ведь именно с ними приходится делить стол и дом.
Для обретения нужной глубины взаимопонимания и согласия требуется потратить достаточно много энергии. Именно эти затраты на тех, кто рядом, с кем давно сложились или не сложились отношения, человека пугают. Система инстинктов инициирует сомнения в том, что результат будет позитивным, поэтому поддерживает режим “экономии энергии и сдерживания активности”.
Таким образом, не заместив основные установки системы инстинктов, касающиеся необходимости экономить энергию установками разумными, человек не может уйти от ее управляющего действия. Он должен показать системе инстинктов свою способность не только экономить энергию, но и обретать пользу для себя в ходе поиска взаимопонимания и согласия.
Считать процесс поиска взаимопонимания не затратным, а выгодным можно лишь в том случае, когда целью становится не получение отдельного результата, в том числе научной степени, высокой должности, материального достатка, а жизнь во всей ее полноте.
Редко кому удается в молодости правильно определить свое предназначение. Постановка общей задачи позволяет свободно управлять своим вниманием, не отвлекаться на реализацию отдельной выбранной в молодости задачи, а учиться искать ту направленность, которая соответствует индивидуальным возможностям.
Сочетание жизненных условий и собственных индивидуальных возможностей является базой для проявления творческого мышления в любом деле чем бы человек ни занимался. Проявляя активность в своих естественных состояниях, он обеспечивает потребность окружающих своим участием в их жизни. Этим приносит максимум нового и полезного себе, инициирующего интерес к продолжению производимого. Уверенность в том, что окружающие его понимают и поддерживают, позволяет проявить свои творческие способности, принимать новые идеи.