Итак, величина необходимого и достаточного для ведения жизни путем возобновления определяется человеком в ходе реализации его устремленности быть системно и реально полезным. Когда он понимает, что весь жизненный опыт свидетельствует о стремлении людей объединяться в трудной ситуации, зависеть друг от друга. Трудности современной жизни состоят в ее насыщенности информацией и быстром изменении. Человек мгновенно узнает о происходящем в любой точке мира, и не знает, как использовать постоянно обрушивающуюся на себя информацию.
Система инстинктов заставляет его то проявлять агрессивность и неприятие, то сжиматься в напряжениях затаенности, усиливая внутреннюю собранность, хотя на это нет никакой реальной причины. Большинство событий происходило и раньше, но об этом знал только узкий круг. В определенной части событий ничего от конкретного человека не зависит, так как в них движущей силой являются политика и деньги.
Не реагировать на жизненные обстоятельства человек не может, но может научиться делать это под управляющим действием системы разума. Для чего образовать с окружающим миром и людьми в нем взаимозависимые отношения, чтобы не просто реагировать, а осознанно воспринимать и использовать в своей жизни только то, что нужно для ее продления, а остальное — как текущую информацию.
Устремленный вести полезную деятельность, то есть не деформировать существующее и происходящее, видит необходимым для себя реализовывать свои созидательные и творческие возможности, воссоздавать и совершенствовать информационную базу разума, условия своей жизнедеятельности. В итоге он обязательно находит свою направленность, соответствующую индивидуальным возможностям, сориентированную относительно потребностей и интересов окружающих, то есть тех, кому стремится быть полезным.
Постепенно образуется все большее соответствие условий жизни и его возможностей. Он на практике проверяет, что, в каких количествах и какого качества позволяет не торопиться и в то же время не думать о том, что чего-то не хватает. Ему не нужно лишнее ни в чем, так как оно в той или иной степени отвлекает внимание от главного. Если это материальные ценности, за ними надо ухаживать. Если это ни к чему не обязывающие жизненные связи, приходится отвлекаться на пустые разговоры.
В том случае когда человек не стремится строить однонаправленный жизненный процесс, нацеленный на прямое движение к созданию более экономичной ситуации, он видит необходимым все, что могут потребовать от него внутренние и жизненные обстоятельства. Он смотрит на других людей и заимствует все, что по его мнению может пригодиться. Но протоптать тропинки в лесу в каждом возможном направлении, означает полностью вытоптать лес.
Не устремленный быть системно и реально полезным не может определить направленность своей полезной деятельности, а значит, не может определиться относительно необходимого и достаточного ему в себе и своей жизни. Ему трудно поверить, что для возобновления всего в себе и своей жизни нужно гораздо меньше, чем на сохранение существующего неизменным. Запасать все с учетом возможного стечения обстоятельств, которые можно предположить в будущем, не экономично. Ведь нельзя предусмотреть совершенные условия на все случаи жизни.
Таким образом, определение объема необходимого и достаточного напрямую связано с определением направленности жизни. Ведь объем и качество используемого в жизни предназначается для развития индивидуальных возможностей, на основе которых и строится однонаправленный процесс жизни.
Почему же человек не стремится определяться относительно направленности своей жизни, своих возможностей, взаимоотношений, своей деятельности? Все в мире и организме меняется. В этих условиях, казалось бы, надо постоянно думать о будущем, о своем месте в нем. Ведь может получиться так, что не управляемые внутренние и жизненные события оставят его за бортом никому не нужным.
Почему человек не думает об этом, наблюдает как изменяется мир вокруг, как происходят изменения в жизненной ситуации, внутри него самого?
Самое главное потому, что в организованном обществе с большой вероятностью, или государство, или близкие не дадут умереть с голоду и остаться без крова. Установки системы инстинктов ориентированы на два фактора: голод и холод. Если ни то, ни другое человеку не грозит, будущее с позиции продления жизни его практически не волнует.
При этом не учитывает того, что организм и психика, перегружаемые напряжениями, компенсирующими не реализуемую устремленность к лучшему, разрушаются намного быстрее и тем самым укорачивают жизнь.
Второй причиной нежелания определять направленность своей жизни является отсутствие интереса к производимому, так как результаты производимого не предполагают в будущем возможность появления нового и более полезного в сознании и жизни. Если человек не понимает, какую пользу получает от общения с чем-либо или с кем-либо, он не видит интереса в этом. Сколько бы он себя ни уговаривал, что ему интересно общаться, интерес заключается в возможности подтвердить связь, то есть почувствовать себя членом привычной «стаи», подтвердить наличие запаса связей.
Инициировать свою активность приходится страхом перед возможным приближением окончания жизни. Его действие столь разрушительно сказывается на психике и нервной системе, а в итоге и на организме, что перекрывает даже постоянно поддерживаемые напряжения и генерации, помогающие убеждать себя в совершенстве, законченности жизненного и внутреннего порядков и своих возможностей.