Итак, управляемый установками инстинктов человек не может определить достаточность ни по одной интересующей его позиции, в том числе относительно своей ответственности за происходящее и производимое. Чувство ответственности он проявляет в зависимости от своих текущих устремлений. Может неожиданно для себя давать советы, проявлять участие, особенно в вопросах взаимоотношений между людьми, взаимодействия людей с общественными структурами.
При этом в его сознании обязательно присутствуют сомнения по поводу меры и наличия ответственности за содеянное или производимое. К сомнениям приводит неопределенность относительно предполагаемых результатов. С годами сомнения становятся неразрешимыми, так как не дают однозначных ответов. Неразрешимые сомнения формируют в человеке ощущение своей неопределенной вины за негативные последствия.
Ощущение своей вины по многим позициями прошлого инициирует в сознании человека чувство собственной ущербности, неспособности поступать так, чтобы обретать чувство удовлетворенности собой и жизнью. Он старается подавить все неприятные внутренние состояния и никогда не согласится с тем, что недоволен собой. Но в моменты расслабления эмоции берут верх и человек замыкается на неудачах.
Нарабатывающееся ощущение собственной ущербности в дальнейшем не позволяет чувствовать себя способным действовать оптимально. Даже в тех случаях, когда сделал все необходимое, но ситуация завершилась не лучшим образом. Имея неопределенность относительно степени вины за прошлые неудачи, он сомневается в своих способностях действовать удачно, и снова обретает ощущение своей ответственности и своей вины за не удовлетворительный исход дела.
Вступая на путь разумных преобразований, надо обязательно пересмотреть свое отношение и достичь хотя бы самой общей определенности в вопросах своей вины и ответственности за прошлое. В противном случае невозможно выстроить перспективу будущего, ведь она всегда пропорциональны осознанному прошлому. Другими словами, на каком временном отрезке в прошлом удается понять причинно следственные связи и зависимости, на такой интервал можно выстроить перспективу. Все остальное будет являться фантазиями и мечтами.
Постепенное углубление понимания закономерностей происходящего и существующего позволяет, заблаговременно намечая необходимые изменения, в ходе реализации изменять свои возможности. Обретая новые знания, завершив какой-то этап, появляется возможность увидеть дальнейшее улучшения этой же ситуации.
Если в сознании присутствует ощущение ответственности и вины за прошлые неудачи, человек считает возможность дальнейших изменений к лучшему в интересующей направленности жизни как не оптимальность своих предыдущих действий, не позволивших сделать ее более совершенной уже на данном этапе.
Этим усиливает ощущение собственной вины и ответственности, и в еще большей степени инициирует ощущение не способности действовать оптимально. Что сдерживает намерения по дальнейшему совершенствованию происходящего в себе и в жизни. А контрольная система инстинктов инициирует в сознании страх испортить что-либо в себе и в жизни, нанести ущерб, сдерживая информационную и деятельную активность. Преодолевая сдерживающее действие, направленное в сторону, обратную стремлению изменять существующее к лучшему, человек постепенно теряет интерес к разумным преобразованиям.
Даже если все организовал, вроде бы сделал все, что мог, человек неосознанно ожидает мыслей о своей вине и ответственности за происходящее. Особенно в момент ожидания начала намеченного действия, когда вроде бы все сделано, но остается свободное время. В сознании поднимается «зуд» недовольства, направленного на собственную личность. Начинает ругать себя за то, что пошел на поводу системы инстинктов, оставил запас времени, значит он плохой организатор. Другими словами, управляемый животной системой человек обязательно находит причину для проявления состояния ответственности.
На уровне рефлекторных связей сомнения относительно собственной ответственности, вины за не удовлетворенность существующим и происходящим в себе и в жизни реализуется ожиданием остывания, ослабления, голодных болей в желудке, болей от отравления негодной пищей. Это что касается правой стороны тела.
По левой стороне реализуется ожидание горькой голодной слюной, противной слюны от не переваренной пищи. Кроме того, ожидание беспокойства от воткнувшейся в десну «косточки ущербности», ожидание включений «негодного» в объеме имитируемого «нажеванного».
Наиболее напряженным является ожидание высокочастотного звука скуления (стона) в левой голосовой щели, возникающего при болезненном слабом состоянии.
Неосознанно инициируя эти рефлекторные действия, обжимая желудок, человек вводит себя в состояние внутренней собранности для проверки запаса сил и энергии. Режим «экономии энергии и сдерживания активности» инициирует напряжения «ёжения».
Постоянное напряжение в области левой части ротовой полости и глотки, затрудняющие кровоток, нарушающие физиологические процессы, в том числе вынос шлаков, приводят человека в состояние, схожее с отравлением.
Когда все закончилось, происходит ослабление напряжений внутренней собранности и усилению обмена. Залежавшиеся в организме тяжелые шлаки начинают «вымываться» и неприятные ощущения усиливаются. Вместе с этим усиливается и дурное настроение, рождающее поток негативных мыслей, направленных на недовольство собой. Человек уверен, что сделал все правильно и хорошо, но мог сделать еще лучше.
Ощущая ухудшение внутреннего состояния, он убеждает себя в том, что надо оставаться в сверхчувствительности и настороженности в ожидании мыслей о вине и ответственности в отношении существования в себе и в жизни. Возможно, заметил не все и что-то проявится позже. Он уверен, что в готовности сдержать проявление дурных мыслей, поддерживает более оптимальное внутреннее состояние.