Итак, состояние беспричинного беспокойства в итоге вызывает в сознании человека страх необеспеченности в будущем. Он чувствует себя неуправляемым, поэтому не способным работать столько, чтобы жить и быть не хуже других. В связи с чем, в каждый момент времени стремится сохранять дееспособность.
Человек нацелен на то, чтобы поддерживать внутреннюю стабильность за счет контроля в состоянии сверхчувствительности и настороженности возможных неравновесностей в сознании. Что бы ни происходило, его мысль нацелена на то, чтобы в первую очередь блокировать возбуждаемую в сознании неравновесность с помощью напряжений внутренней собранности. И лишь потом разбираться с возникшей непредвиденной ситуацией.
Блокирование возбуждения в сознании достигается теми же напряжениями собранности, что и блокирование активности. В связи с чем, в дальнейшем приходится постоянно преодолевать возникший барьер сдерживания. Человек действует неосознанно и не учитывает, что напряжения сдерживания действуют на любую активность, включая мышление. Этот же барьер сдерживает свободное распространение активности по структурам и системам разум. Следовательно, лишая себя возможности ощущать какое-либо движение внутри собственного организма, человек не может разбираться с непредвиденным событием, которое заставило волноваться. У него нет на это сил, он устает, даже не приступая к осмыслению ситуации.
Суть возникновения усталости такова. Система разума вырабатывает определенную активность для анализа возникшего события и реализации необходимых действий. Но человек вынужден часть энергии тратить на преодоление воздвигнутого им самим барьера сдерживания. Лишив себя напряжениями собранности возможности пользоваться выработанной организмом и разумом активности, он вынужден «черпать» в себе ту активность, которая предназначена для реализации текущих действий. Именно поэтому, разбираясь с жизненными непредвиденными обстоятельствами, человек устает, ощущает слабость.
Непредвиденное возникает на его пути с определенной частотой, в меру несовершенства мировоззрения, в меру неорганизованности представлений о самодостаточном процессе жизни и степени реализации этих представлений в реальности жизни. Человек не успевает расслабиться и отдохнуть от одного непредвиденного события, как возникает следующее, поэтому ощущает себя не имеющим достаточных сил, слабым. В итоге, приписывая эту слабость своему наследственному несовершенству, считает себя ущербным. От этого в еще большей степени заботится о возможности в самом начале подавлять проявления внутренних неравновесностей, чтобы не ждать, когда они разрастутся и потребуют больше сил для блокирования.
Таким образом, становится понятно, что разорвать силой замкнутый круг рефлекторных напряжений и животных генераций нельзя. Усиление одной из составляющих влечет за собой усиление всего комплекса напряжений.
Наиболее простым способом, позволяющим без усилия преобразовать этот замкнутый круг является переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем.
Происходящее в жизни и во внутреннем мире всегда связано общими зависимостями. В том случае когда человек рассматривает происходящее в жизни совместно с его влиянием на организм и психику, на полноту реализации жизненных функций, потребностей и интересов, то в ходе осознания возникшей неопределенности он своим вниманием находится одновременно и во внутреннем мире, и в жизненной ситуации. Он опирается на свои текущие возможности понимать и действовать, не осуждает себя за их несовершенство. Человек просто оценивает попеременно существующее взаимовлияние происходящего в жизни и того, что происходит в собственном организме.
Таким образом, разбираясь с жизненными событиями, человек не теряет способность контролировать происходящее внутри себя. В его видении любое событие соединено зависимостями и связями с происходящим внутри.
Разбираясь с новым, он одновременно оценивает его влияние на происходящее внутри себя. Этим направляет выработанную разумом и организмом активность на реализацию информационных и жизненных действий, необходимых для оптимизации взаимоотношений с наблюдаемым событием.
Человек отслеживает, насколько вся полнота образующейся энергии расходуется на достижение определенности и налаживания взаимоотношений с непредвиденным. Этим контролирует степень привычно создаваемой собранности для блокирования избытка энергии при возникновении непредвиденных событий в жизни.
Постепенно он привыкает к тому, что, во-первых, не теряет из видения происходящее внутри себя, во-вторых, достигает все меньшего уровня неравновесностей при проявлении внешних событий. Постепенно возможность разбираться с непредвиденными ситуациями позволяет организовать процесс мышления и самой жизни настолько, чтобы во все меньшей степени использовать напряжения собранности.