Сами идеалы, которые определяют оптимальную возможность организации существующего в самом человеке, в его жизни, в окружающем мире, развиваются вместе с развитием процессов во всех сферах.
Вступая на путь разумных преобразований, человек, неосознанно стремящийся к законченности, ошибочно предполагает, что стоит узнать какую-то особую идею, и на этом процесс познания можно считать завершенным. В частности, хочет досконально узнать, в чем заключается проявление индивидуальных возможностей и затем решить, подходит это ему или нет. В его сознании возникает состояние ожидания возможности достичь понимания истины.
Ожидание возможности завершить процесс познания, достигнув понимания истины, как и любое ожидание, рождает в сознании состояние настороженности и сверхчувствительности. Известно, что любое ожидание всегда незаметно перетекает в ожидание худшего, и любая новая идея, появление новой неопределенности, еще не понятого начинает восприниматься, как худшее.
В состоянии ожидания человек вынужден поддерживать в своем видении заградительные барьеры, через которые «просеивать» информацию, приходящую, как из внутреннего мира, так и из жизненной ситуации. Ему надо дождаться, когда в этом потоке перестанет проявляться новое, еще не определенное и не понятное. На самом деле своим ожиданием он образует неопределенности, предполагая где-то в глубине наличие этой самой заветной истины.
Кроме того, как любое состояние ожидания, реализующееся совместно с программой экономии внутренней энергии и сдерживания информационной и деятельной активности, оно инициирует накопление избыточности, а также противодействует интересу к продолжению совершенствования своего мировоззрения, проявлению информационной активности.
Для того чтобы не инициировать в себе устремленность, познать истину и тем не вводить себя в состояние ожидания ее прихода в сознание, необходимо понять суть этой устремленности.
Стремлением к достижению абсолютной истины, чтобы на ее основе организовать существующее в себе и своей жизни, человек на самом деле пытается обрести наивысший уровень равновесности, стабильности в себе и своей жизни. Другими словами, снова стремится обрести состояние покоя, чтобы не думать о новых неопределенностях, не нагружать себя осознанием сути происходящего.
Как мы убедились, устремленность к совершенствованию своего мировоззрения позволяет человеку организовывать происходящее в себе и в жизни более оптимально, нежели в наиболее напряженном состоянии покоя. Он способен достигать все более равномерного, равновесного, стабильного процесса реализации внутренних и жизненных функций, целей и задач, хода самой жизни. А устремление к познанию более совершенных идей о строении мира, жизни и самого человека открывает возможность оптимизировать и достигать все более равновесное состояние в себе и в жизни бесконечно.
В то же время незаметно для себя человек может ожидание обрести понятие истины преобразовать в состояние ожидания новых идей, позволяющих быстрее и все более оптимально реорганизовывать происходящее в себе и в жизни. Другими словами как можно быстрей завершить процесс познания. Как в любом ожидании действиями системы инстинктов зарождается программа экономии энергии и сдерживания информационной и деятельной активности. Что создает избыток, мешающий познанию.
В итоге человеку приходится преодолевать сдерживающее действие инстинктов по блокированию информационной активности. В попытке познать новое он начинает быстро уставать и постепенно теряет интерес к процессу познания. Незаметно для себя переходит в состояние “не ожидания нового”, но уже не потому, что не стремится познать истину, а лишь потому, что почувствует себя обессиленным.
Кроме того, в ожидании нового человек восстанавливает в своем видении барьеры, отсеивающие все уже известное, чтобы в настороженности и сверхчувствительности «выуживать» только новое, и теряет представление о полноте происходящего в себе и в жизни. В итоге обедняет свою информационную систему и делает невозможным процесс дальнейшего совершенствования своего мировоззрения.
Поэтому так важно, определив в первом круге осознания идей своего мировоззрения их полноту, в дальнейшем переосознавать каждую из них с учетом возникающих в процессе жизни неопределенностей в каждой из сфер, образующих жизненный процесс. То есть постоянно поддерживать в сознании круг идей, позволяющих объяснять себе смысл и причины всего происходящего в себе, в своем жизненном процессе и в окружающем мире,
Это позволяет обращаться к своему мировоззрению, отыскивая между уже существующими в нем идеями, пробелы, не объясняющие встреченную в жизни неопределенность. Не ожидая нового, в то же время не выходить из активного процесса совершенствования своих представлений о строении мира, жизни и человека.
Рассмотренные принципы процесса познания и совершенствования мировоззрения используются при формировании структуры изложения данного Текста.