Устремленность проявлять инициативу и не использовать консервативное мышление приводит человека в состояние неопределенности. Создается ощущение несоответствия среды своей жизненной ситуации, своих взаимоотношений, условий реализации своих жизненных действий своим возможностям, потребностям и интересам.
Привычный образ мысли и такой же привычный образ жизни действует успокаивающе, вокруг все знакомо, понятно, предсказуемо. Но как только ситуация меняется под влиянием жизненных обстоятельств, возникает беспокойство, приходится привыкать, а до этого времени ощущать некоторую потерю управляемости. Не сразу находить ответы на вопросы, вынужденно искать взаимопонимание с новыми людьми, пребывать в неудобных условиях.
Непривычные обстоятельства встречаются системой инстинктов как угрожающие здоровью и даже жизни, хотя это может быть всего лишь необходимость общения с незнакомым человеком, например, новым сотрудником на работе или соседом.
В том случае когда человек устремлен быть системно и реально полезным, он ищет во всем новое и лучшее для себя, уходит от привычного, от накопленных в памяти суждений, определений, отношений и прочего.
В этот момент он сталкивается с тем, что неожиданно для себя начинает устоявшимся в сознании способом определять свою готовность к реализации текущих действий.
Человек своими осознанными действиями реализует взаимодействие с новым, и включается наработанное миллионами лет эволюции управляющее действие системы инстинктов. Возникают естественные «откатные» состояния», которые свидетельствуют о том, что контрольная система инстинктов, ощутив снизившийся уровень неопределенности, снижает уровень генерации страха и компенсирующего его избытка.
Казалось бы, человек должен себя хорошо чувствовать, ощущать повышение уровня внутренней свободы. Но это только в том случае, если он успевает использовать выделившийся избыток энергии на переосознание и проецирование изменений к лучшему в каждой жизненной направленности. Другими словами, находит новое и лучшее продолжение всех составляющих своей жизни.
Если человек не осознает сути происходящего внутри себя в этот период, то беспокойство в сочетании с еще привычной устремленностью к безмерной экономии внутренней энергии и покою, заставляет его видеть в динамичных процессах снижения уровня внутренней избыточности свою слабость, внутреннюю неуправляемость, ущербность. Он неосознанно инициирует в сознании страх перед своей ущербностью.
Система инстинктов инициирует сомнения в том, что окружающие не помешают ему возобновить новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, и тем более примут его новые идеи об организации взаимоотношений, вообще будут его слушать.
В итоге, вместо проявления активности системы разума человек начинает оценивать свою готовность подавить сомнения и противостоять сдерживающему действию партнеров по жизни, которые обязательно помешают его начинаниям.
Сомнения зарождают страх не суметь компенсировать возникающие во внутреннем мире негативные состояния, страх перед своей слабостью, ущербностью и не готовностью условий, в которых приходится жить и поддерживать взаимоотношения с участниками жизненного процесса.
В том случае когда человек ничего не предпринимает для того, чтобы выйти из пассивного состояния, под влиянием восприятия своей ущербности он приходит к мысли о том, что жизнь в окружающем мире рассчитанной на сильных людей. Даже самые благоприятные и вполне соответствующие своим возможностям условия жизнедеятельности воспринимает не подходящими для себя. Условия жизни, это взаимоотношения с окружающим миром и людьми в нем. Другими словами, считает окружающих людей слишком агрессивными, а среду жизни чужеродной, то есть зло направленной. Что инициирует страх перед окружающим миром, перед внешней средой жизни.
Таким образом, начавший было уходить избыток энергии быстро восстанавливается и даже увеличивается. Что тормозит инициативную активность, так как потребность в борьбе заставляет экономить энергию, а не тратить ее на возобновление новизны в мировоззрении.
Необходимо учитывать, что повышение избыточности как возможность не может быть утеряна. Внутренняя избыточность воссоздается за считанные секунды, и остается в человеке в меру его неспособности определяться во всей полноте своих возможностей до начала реализации своих намерений. Избыточность поддерживается контрольной системой инстинктов в меру этой неопределенности.
Человек не в силах снизить уровень внутренней избыточности ниже предела, поддерживаемого контрольной системой инстинктов. Более того, эту часть избыточности он в себе не ощущает, так как она контролируется уровнем подсознания.
Человек ощущает избыточность лишь в том объеме, который осознанно воссоздает в своем сознании и организме, пугая себя своей слабостью и несоответствием условий среды жизни своим возможностям, потребностям и интересам. Устремленность к поддержанию более высокого уровня избыточности, нежели установленный контрольной системой инстинктов, инициируется «откатными состояниями».
Заметный избыток в виде беспокойства, чувства неуправляемости, жалости к себе представляет собой следствие уже достигнутых успехов в ходе повышения определенности относительно происходящего в жизни, конкретности своей жизненной ситуации в будущем.