Итак, если человек довольствуется достигнутым, довольный и поддерживающий ощущение собственного совершенства, или недовольный и поддерживающий восприятие своей ущербности, то даже не агрессивный по своей сути он практически всегда находится в состоянии готовности к противоборству. Противоборство направлено на страх, который возникает при мысли о возможном поражении в борьбе с неприятности в будущем.
Он не выстраивает своих представлений о будущем, то есть не ищет взаимопонимания и согласия, значит, возможности продолжения диалога с теми, кто его окружает. Человек надеется, что при необходимости обязательно сумеет найти поддержку, но не учитывает, что в молодости это сделать гораздо проще, чем в возрасте зрелости.
Не реализуемая разумом функция организации будущей жизненной ситуации перехватывается системой инстинктов, которая образует рассмотренные выше состояния ожидания фронта неприятностей, причем ожидания в состоянии сверхчувствительности и настороженности. В итоге в сознании человека, не устремленного к инициативным действиям по развитию индивидуальных возможностей разума, всегда образуется ощущение неготовности к действиям в будущем, ожидание не успеха и недоверия к своему будущему, к возможности сохранить существующее в настоящем без потерь.
Все это приводит человека в полузвериное внутреннее состояние. Становясь агрессивным, он теряет способность иметь обратную связь с теми процессами, в которых участвует и действует. Животное, вступая в схватку, перестает чувствовать чужую боль, рождающуюся в теле и сознании противника. Так и человек не замечает, что стремлением навязать свою правоту, свое мнение, свои представления о жизни и лучшем, причиняет боль. В ответ на давление система инстинктов его собеседника обязательно инициирует готовность к борьбе. В результате человек всегда наталкивается на чувство противоречия, которое в дальнейшем приходится преодолевать, образуя состояние внутренней собранности.
Точно также он перестает ощущать ту боль, которую рождает в себе, вводя себя в состояние внутренней собранности и готовности к противоборству. Поддерживая эти состояния во взаимодействии с коллегами, близкими и просто окружающими, человек не замечает, как разрушает себя.
Объем наблюдаемого им в жизненной ситуации сужается до пределов происходящего в текущем действии. В этом зверином состоянии человек не способен оценивать полноту происходящего в текущей жизненной ситуации, а тем более, возможность создавать представления о будущей жизненной ситуаций.
Наблюдаемое им в себе и в жизни заканчивается, как и у животного, осознанием видимого движения. Животное реагирует на предмет до тех пор, пока тот находится в движении, как только движение пропадает, интерес угасает. Так и человек перестает замечать то, что находится и происходит шире и дальше в будущем.
Подобные состояния проявлены практически у каждого человека, но в разной степени. Что позволяет одним людям чуть шире и дальновиднее осознавать жизненную ситуацию, чем другим. Но негативное влияние этого состояния сказывается в сознании всех без исключения.
Наблюдая лишь часть от полноты происходящего в жизненной ситуации, смутно представляя себе будущее, человек становится неспособным поддерживать в видении представления о самодостаточном процессе жизни и его развитии в будущем. Что не дает ему возможности определяться относительно реально необходимого и достаточного для продолжения жизни.
Без этого он не способен находить согласие с происходящим в текущей ситуации в себе и своей жизни. В состоянии несогласия человек любую идею о возможности изменений к лучшему в себе и в жизни воспринимает, как неудовлетворенность.
Сконцентрированный на текущей ситуации своим вниманием он находится во временном интервале, затрагивающем интересы системы инстинктов, которая проявляет в его сознании свое управляющее действие. Для системы инстинктов все, что требует изменений в настоящем, инициирует опасность для продолжения жизни, в частности проявление не насыщенности.
От не насыщенности до голода один шаг, и терпеть голод инстинкт самосохранения не позволит. Чем дольше приходится терпеть неудовлетворенность, тем выше уровень состояния ожидания истощенности, слабости, остывания, горькой слюны и голодных болей в желудке. В итоге возникают генерации страха перед возможным приближением окончания жизни.
Генерации страха перед возможным окончанием жизни от истощения человек воспринимает, как беспокойство о будущем. В состоянии беспокойства он не способен думать о своих потребностях в будущем жизненном цикле, а тем более в том, который последует вслед за ближайшим.
В этом состоянии он воспринимает любую идею о лучшем, как не насыщенность, и стремится как можно быстрее ее удовлетворить. Поэтому пользу от разумных преобразований оценивает сразу, если есть эффект, значит, хорошо, если эффекта не видно, идея никуда не годится.
Он и будущее пытается проецировать, опираясь на свои текущие возможности, поэтому путает себя системной активностью. Привыкая прерываться, не представляет себе, как это можно стремиться быть системно и реально полезным всем вокруг?
Ответы на все эти вопросы его не удовлетворяют и разумные преобразования отметаются, как бесполезное и обременительное занятие.