Необходимо учитывать, что процесс разумных преобразований не заставляет человека тупо следовать заведенному порядку, сменив порядок общепринятый на порядок разумный. В отличие от общепринятых правил взаимоотношения разумный порядок каждый раз подразумевает инициативу, основанную на смысловой нацеленности. Человек всегда задает себе вопрос «зачем я об этом думаю7″ и «зачем я это делаю?»
Ведь стоит начать поступать во взаимодействии с окружающими людьми привычно, как включается управляющее действие системы инстинктов. Например, в ответ на кажущийся обидным поступок партнера система инстинктов требует сразу «дать сдачи«, добиться справедливости. Но выяснение отношений вряд ли приведет к нужному результату, так как изначальная причина, которая заставила партнера сделать этот шаг, обычно находится так глубоко, что о ней никто не помнит. Однажды кончается терпение и происходит взрыв.
Вместо конструктивного диалога, когда можно отношения наладить и даже изменить к лучшему, то есть найти взаимопонимание и согласие, получается бесперспективная борьба. А борьба, это топтание на месте, отсутствие движения к лучшему. Нет движения, система инстинктов усиливает ситуацию, включает показатели готовности к борьбе и заставляет человека с еще большим старанием отстаивать свою позицию.
Таким образом. останавливая себя вопросами «зачем…», человек возвращает свое внимание к системе разума и ее показателям оценки позитивности результатов своей активности. Он вроде бы ничего не делает, но и не затаивает злобу, чтобы ударить посильней, а поднимается мысленным взором над ситуацией и пытается понять, что происходит. Понимая, что есть проблема, он в очередной раз смотрит на давно знакомых людей и взаимоотношения с ними, но уже отмечает те детали, которым не придавал значения. Происходит возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни.
Казалось бы, причем здесь мировоззрение, ведь решается вопрос не в мировом масштабе.
На самом деле восприятие окружающего мира и людей в нем начинается с восприятия близких. Взаимодействие с ними является конкретным выражением взаимодействия с окружающим миром. Рассуждать о мировых проблемах легче, чем решать текущие жизненные проблемы. Но разницы в подходе к ним практически нет. Рядовой человек ничего не делает в мировом масштабе, поэтому с легкостью берется судить о мировых проблемах, не имея навыка решения собственных жизненных вопросов. Пересматривая отношение с окружающими, опираясь на общие закономерности строения мира, жизни и самого человека, он лучше понимает происходящее, окружающих и себя самого.
В том случае когда человек не останавливает себя вопросами, не корректирует вовремя свои действия, ему приходится настаивать на своей правоте, действовать силой. Отчего нарастает сопротивление не только окружающих людей, но и не учтенных жизненных обстоятельств, зависимостей и связей. Ему становится так тяжело, что он перестает видеть смысл изменений к лучшему. Внутреннее состояние и состояние здоровья претерпевают негативные изменения, усиливается напряженность, захлестывает состояние «ожидания худшего«.
В том случае когда человек не согласовал свои намерения с партнерами, которых они хоть в какой—то мере касаются, система инстинктов готовит его к противоборству по жизни и деятельности и не позволяет снизить уровень ожидания худшего.
Увеличивающийся уровень внутренней напряженности и избыточности приводит человека к усталости еще до начала своих действий, что полностью подавляет интерес к намеченному.
Дело в том, что не конструктивные, не организованные попытки изменять себя и свою жизнь, заканчивающиеся неудачами, приучают к поддержанию избыточного внутреннего состояния, необходимого для того, чтобы покрыть ощущение собственной слабости и ущербности. Если что—то не получается, система инстинктов оценивает это, как наличие каких—то недостатков. следовательно ущербность, неполноценность.
Входя в более энергонасыщенные состояния, человек во все большей степени ощущает обманчивое ощущение своей готовности ко всему. А в нем теряет интерес к тому, чтобы глубже разобраться в сути происходящего, уточнить свои намерения, возможность их реализации.
Тем более, он не ощущает интереса к поиску согласия с партнерами. Избыток возбуждает, буквально жжет изнутри и требует выхода. Вместо того, чтобы найти дверь, человеку становится проще пробить стену. Он таким способом подавляет сомнения относительно правильности сделанного выбора.