Внимание не может не использоваться человеком. Либо оно осознанным способом периодически направляется к системе разума, чтобы рассматривать происходящее с некоторого удаления, с более общей позиции. Что позволяет упорядочить представление о жизненной ситуации и в ответ уравновешивается внутреннее состояние.
Либо по умолчанию человека внимание перехватывается системой инстинктов и концентрируется на ограниченном круге насущных проблем. Их бесчисленное множество и бесконечное повторение приводит к усталости, создает ощущение безысходности и чувство неудовлетворенности. В качестве примера можно привести труд домохозяйки, но за пределами малого круга человек может тоже думать только о сиюминутных делах, число которых никогда не кончается. Будущее видится ему неопределенным и система инстинктов на всякий случай готовит человека к худшему, инициируя собранность и готовность ко всему.
Человек способен не инициировать запас внимания только в том случае, когда организует его, то есть периодически направляет на осознание сущности, сути происходящего во внешней сфере жизни и внутри себя. Суть определяется не по отдельным признакам, а по их сумме, для чего и нужно проводить наблюдение с более общей позиции. В этом случае внимание полезно использовать для оценки качества происходящего в организме в момент реализации жизненных функций. Можно заметить проявления агрессии, напряженность тела, «непрозрачность» восприятия, возбуждение нервной системы, психики, в том числе рефлекторных программ.
Вслушиваться в настороженности в любое из негативных состояний и ждать, когда их уровень снизится настолько, что можно будет найти конкретные источники страха, беспокойства и волнения бесполезно. Ожидание в настороженности, когда проявится источник страха, это путь в никуда.
В том случае когда человек поднимает свое внимание на уровень главного и значимо влияющего, ему не страшно идти навстречу страху. Тавтология в данном случае оправдана, человек без страха как бы погружается в генерации страха.
Происходит это потому, что он не ищет негатив и не готовится ему противостоять, как учит система инстинктов. Поддерживаемый людьми, с которыми находит взаимопонимание и согласие, человек своей мыслью проникает в генерации страха, нацеленный двигаться к его истокам, находить рождающие его причины.
Опираясь на главное для себя, он способен рассуждать: если имеющаяся опасность, заставляющая бояться, его не уничтожила, значит ее можно найти. А самое главное найти причину этой кажущейся такой страшной опасности. Человек будто бы проходит сквозь темный коридор и делает вывод о том, что источником страха является неопределенность относительно того, что там находится. В темноте можно представить себе все, что угодно.
Разбираясь в общих закономерностях развития мира, жизни и самого человека, понимая причинно следственные связи событий, человек будто бы зажигает фонарик, и становится способным проецировать хотя бы в самых общих чертах свое будущее. Что помогает разрешать неопределенности, находить «лучшее для себя» и формировать свои намерения по дальнейшей организации условий жизни в будущем. Это и является действием, помогающим устранить в сознании беспокойство, волнение и страх.
Возникает вопрос, достаточно ли знакомства с рефлекторными программами, чтобы, используя свои возможности, отличать их, по генерациям находить источники их возбуждения, разрешать внутренние и жизненные неопределенности? Для того чтобы разобраться в проявленности рождаемых страхом рефлекторных напряжениях, необходимо их не только внимательно читать, но и отмечать имитируемые позиции прикосновением рук, изменением положения плеч и головы.
При этом важно понимать, что рефлекторная программа «ожидание худшего в настороженности и сверхчувствительности» выражается неосознанным ожиданием «крошек«, которые могут быть принесены слюной в дыхательное горло. Она реализуется на предельном, наиболее высоком уровне состояния сверхчувствительности, то есть на пределе возможностей человека отличать в себе что—то.
Левый хрящик голосовых связок несложно почувствовать с левой стороны у основания языка. Когда подавился, в этом месте возникает першение. Рядом с этим местом, несколько выше и левее расположена ложбинка, по которой крошка может проникнуть в дыхательное горло. При кашле это место особенно выделяется.
В том случае когда удается почувствовать эти имитируемые позиции и отличить страх, рождаемый состоянием настороженности, можно быть уверенным в том, что других, кроме рассмотренных основных базисных рефлекторных программ, генераций и напряжений быть не может.
Даже если они и существуют в глубине физиологических связей, то амплитуда их сигнала столь незначительна, что отличить их нельзя. Значит, нельзя ощутить их действие в себе, как страх, волнение или беспокойство. Они не будут являться факторами, нарушающими стабильность внутренней ситуации.
Таким образом, ощущая в своем теле наиболее мощные рефлекторные напряжения, понимая их суть, человек прикасается к источнику физиологического страха. Для избавления от него необходимо понять, что никакой крошки в горле нет. Если бы она была, крупная, то захотелось бы ее разжевать. Если настолько мала, что не ощутима физически, значит, не окажет вреда, даже попав со слюной в голосовые связки.