Итак. действие установок инстинктов инициируется в сознании животным страхом перед непонятным, неопределенным. Страх невозможно подавить в себе силой, это приводит к воссозданию системы животных напряжений и генераций, объединяемых в состояние готовности ко всему, то есть к бесконечной и бесперспективной борьбе с собственным организмом и психикой.
В отличие от животного человек обладает способностью к познанию, которую успешно использует. Но до тех пор, пока он выживает, то есть испытывает недостаток в самом необходимом для продолжения жизни, способность к познанию используется ограниченно, только в пределах достижения этого необходимого. Как только жизнь обустраивается, получено образование, достигнута определенная ступень на карьерной лестнице, человек практически прекращает постигать новое.
С позиции системы инстинктов, которой он руководствуется в своих действиях, нужные рефлексы образованы, учиться больше нечему. Дальнейшая жизнь посвящается пополнению запасов, которые могут потребоваться в будущем, и совершенствованию обретенных рефлексов. Сюда же относится попытка вести разумные преобразования, если она ограничивается поверхностным знакомством с идеями относительно возможности продления жизни за счет развития индивидуальных возможностей разума.
Таким образом, примерно с 35 лет человек занимается тем, что в той или иной степени повторяет то, с чем знаком. Новизна достигается за счет получения новых эмоций, новой «картинки» перед глазами, полученной, например, в путешествиях.
Развивая в себе конструктивное полноценное мировоззрение, в основе которого заложено понимание закономерности изменений к лучшему происходящего и существующего в окружающем мире, человек обретает возможность разбираться со встречаемыми на жизненном пути неопределенностями. Он уже не борется с новым, а стремится осознать и направить его во благо себе и своей жизни, на развитие индивидуальных возможностей. Отсутствие боязни нового создает все более высокий уровень внутренней свободы. А более высокий уровень внутренней свободы содействует проявлению все более совершенных возможностей, в том числе возможностей понимать строение жизни, себя самого и встречающиеся в жизни неопределенности.
Дело в том что страх перед неопределимым во внешней жизненной ситуации возникает как результат информационной неподготовленности человека. Отсутствие у человека собственного представления заставляет проявить действие инстинктов. Страх инициируется неосознанно, из глубин подсознания, без ведома самого человека, вне его воли в ответ на непонятные ощущения в теле, которые тоже возникают не по его воле. Процесс возникновения страха становится такой же неразрешимой неопределенностью, как и та, которая и родила инстинктивный страх.
На уровне рефлекторных связей страх перед неопределенностью реализуется отклонением тела назад, несколько влево и прижатием к внутренней поверхности линии опоры. Человек неосознанно отшатывается назад влево и сжимает живот. Внутренние органы, как наиболее уязвимая часть тела, мышцами диафрагмы приподнимаются вверх и сдавливаются, чтобы уберечь от повреждения.
При выходе из неопределенной ситуации человек ощущает возникшую в нем опять же без его ведома собранность. Собранность является базовым напряжением и становится человеку заметным после расслабления правой стороны, как только пищевод и желудок занимают свое место. Базовая собранность создает ощущение внутренней неуправляемости.
Непонимание причин ее возникновения рождается вторичный страх перед неопределенностью происходящего вовне. Это инициирует вторичную собранность, заставляющую снова прижаться к внутренней поверхности линии опоры.
Таким образом, расслабление дает весьма ощутимое восприятие собранности, что увеличивает страх перед неопределенностью происходящего внутри себя.
Человек неосознанно сохраняет собранность, доводя мышечные ткани до затекания, что помогает ему не только не ощущать собранность, но и не чувствовать страх перед ее ощущением в себе.
Становится понятно, что перейти от инициирования активности страхом к инициированию интересом к производимому, не просто. Труднее всего поддерживать интерес к тому, чтобы находить в новом пользу для себя в будущем.
Например, человек с трудом пережил острую жизненную ситуацию, случайно вышел из нее, иногда с потерями. При расслаблении он обязательно ощущает внутреннюю собранность, возбуждение и беспокойство.
Он пугается своей неуправляемости и вынуждает себя теми же напряжениями собранности неосознанно довести ткани до затекания, чтобы не чувствовать непонятно каким образом возникшие внутренние напряжения и генерации.
Так он умеряет или пытается умерить страх неопределенного внутри себя, страх собственной неуправляемости и образующийся в связи с этим, страх своей ущербности, неполноценности и слабости, как неспособности наводить порядок во внутреннем мире.
Пройдя ряд подобных ситуаций, и не имея возможности объяснить себе природу внутренних ощущений, напряжений и генераций, он привыкает постоянно поддерживать внутреннюю собранность. Уровень внутренней собранности у каждого свой. Главное, чтобы позволял не чувствовать происходящего во внутреннем мире. А если и чувствовать, то настолько слабо, чтобы не пугать себя.
Чем дольше человек живет и чаще уходит от контакта или, наоборот, входит в состояние противоборства с неопределенным, тем более высокий уровень собранности вынужден постоянно поддерживать в себе. Он должен быть уверен в своей способности, сдержать проявление беспокойства, внутренней напряженности и генераций страха в сознании.