Итак, создавать конкретные представления о будущем, обладая сегодняшним уровнем избыточности нереально. Ничего, кроме сомнений и недоверия к возможности успешно продолжать свою жизнь в отдаленном будущем не возникает.
Тот случай, когда человек пытается сходу представить свое будущее, чтобы оценить, стоит вступать на путь разумных преобразований или нет, свидетельствует о желании решать важные вопросы одним, максимум двумя действиями. Высокий уровень избыточности заставляет торопиться с принятием решения. А устремленность торопиться не позволяет видеть лучшим для себя создание более экономичной ситуации в жизни и в собственном организме. Для торопливости нужен избыток энергии.
Таким образом, энергонасыщенный человек всегда видит «лучшим для себя» запас в себе и рядом с собой. Что делает неприемлемым естественный и длительный по времени путь реорганизации своего сознания и жизненной структуры. Происходит это в том случае, когда человек выживает, испытывая недостатки самого необходимого для продолжения жизни.
Для животного в среде дикой природы и для людей до недавнего времени стремление, накапливать и хранить избытки в себе и рядом с собой вполне оправдано. Точно также оправдана устремленность к покою и отдыху, как к наиболее полезному для организма времяпровождению. Ведь значительная доля физического труда, зависимость от метеорологических условий и отсутствие достаточной связи с внешним миром вносили существенный элемент неопределенности относительно будущего.
Современного человека, особенно в развитых странах, где пространство жизни уже во многом организовано обществом и в нем созданы достаточные предпосылки для организации своего жизненного процесса, а труд давно не является чисто физическим, накопление избытков не ведет к лучшему.
Стоит напомнить, что к запасам и избыткам относится только то, что не используется в процессе ведения жизни, в том числе познания, а сохраняется на всякий случай на будущее. В отличие от них существуют запасы функциональные, размер которых пропорционален организованности жизненного процесса, а сами они содействуют процессу возобновления всего в самом человеке и его жизни.
Избытки содействуют разрушению тела, психики, разума, самое главное, инициируют активные деформации, производимые действием системы инстинктов через рефлекторные программы. Они не позволяют человеку во всей полноте раскрыть возможности своего разума и свою индивидуальность, стать полезным себе и окружающим, образовать стержень своей жизненной структуры, опираясь на который он может обустраивать свою деятельность и организм благоприятными условиями.
Образуемая устремленностью к избыточности, к покою и отдыху торопливость, стремление, быстрее закончить начатое и есть то, что не позволяет человеку включиться в процесс разумных преобразований. Процесс разумных преобразований, это образ жизни, при котором результат выражается в качественном изменении отношения к жизни и самой жизни. Насколько это качество высоко зависит только от самого человека.
По прошествии времени он становится другим, у него меняется представление о ценностях, в частности о самой жизни. Переполненный избытками человек мало задумывается о самой жизни, ему важно погасить страх не насыщенности. Поэтому его занимает процесс потребления и накопления всего, что он считает полезным, начиная от знаний, оканчивая материальными ценностями.
В ходе разумных преобразований для человека самым главным становится жизнь и то, что способно вызвать интерес к ее продолжению. Ведь каждый понимает, что отсутствие интереса перекрывает перспективу жизни и сознание заполняет страх перед неопределенностью в будущем. Справляться с этим страхом с годами становится все сложнее. Но человек, переполненный избытком энергии, не хочет заниматься значительными по продолжительности времени преобразованиями. Логически это объяснить трудно, он боится не успеть, состариться раньше, чем будут результаты.
На самом же деле разумные преобразования ведут не к тому, чтобы не стариться, а к тому, чтобы сохранять и умножать свою деятельную активность. Старость понятие относительное. Даже молодой человек может быть в душе стариком, несчастным от самого рождения, сетующим на обделенность во всем, что есть у других.
Каждый шаг на пути преобразований приводит человека в оптимальное на данный момент состояние, а его жизненную структуру и деятельность делает более организованной. Лишь устремленность к законченности не позволяет принять идею о том, что в процессе реорганизации сознания и жизни человек способен с каждым шагом ощущать себя более управляемым, а свою жизнь видеть более организованной.
Чувство удовлетворенности своей способностью инициировать интерес к жизни делает человека счастливым. Самое главное, что этот процесс никогда не заканчивается, в чем и состоит смысл продления жизни.
Организованный в течение нескольких лет жизненный процесс в дальнейшем совершенствуется вместе с совершенствованием индивидуальных возможностей человека. Ощутимой границы между позицией законченности в первом приближении разумной организации жизни и позицией дальнейшего ее совершенствования нет. Процесс изменения к лучшему, пройдя полноту организованности, так же плавно ведет человека к лучшему.
Постепенно страх, как средство инициирования возобновления жизненной энергии, все больше замещается интересом к новому, более полезному в будущем. Страх не уходит сразу, его часть останется и действует при достаточной полноте организованности сознания и жизни. Постепенно он замещается возникающим и расширяющимся интересом к ведению изменений к лучшему в еще не затронутых активными разумными преобразованиями, но действующих направлениях жизненных взаимоотношений и взаимодействий.