Каждый может заметить, как трудно проявлять реальную инициативу, то есть переосознавать то, что происходит и существует вокруг и в самом себе. Человек с удовольствием идет в кино, берет новую книгу, отдыхать на новое место, но он не является первопроходцем и просто вносит разнообразие в свою жизнь.
Как только речь заходит о необходимости переосознать свое мировоззрение, заменить отношение к какой-либо ситуации или к поступкам людей пониманием закономерности происходящего, возникают внутренние затруднения. Ухудшается настроение, наступает вялость, становится скучно, появляются болевые и болезненные ощущения, возникает потребность срочно заняться текущими делами. Их количество оказывается огромным настолько, что сначала необходимость понять закономерность происходящего откладывается, а затем успешно забывается.
При этом человек успокаивает себя тем, что ему ничего не стоит проявить инициативу, изменить свое отношение возобновить новизну в мировоззрении, но некогда или он нездоров. На самом деле привычка объяснять свое нежелание проявлять инициативу занятостью или другими причинами инициируется управляющим действием системы инстинктов.
Что такое формирование конструктивного мировоззрения и дальнейшее возобновление новизны в нем? Это упрощение взаимодействия с окружающим миром. В том случае когда человек делит окружающее на плохое и хорошее, правильное и неправильное, нравящееся и не нравящееся, ему приходится запоминать свои определения. Особенно это касается людей, неважно, взаимодействует он с ними или нет. Человек интуитивно дает определения близким, знакомым и не знакомым людям, запоминает эти характеристики и удерживает, как запас.
Система инстинктов, инстинкт самосохранения и инстинкт самосохранения вида образуют и удерживают в сознании человека физиологическое неприятие к телу другого человека, в связи с тем, что инстинкт запрещает членам одного вида поедать друг друга. На этом основано потребность животных, метить свою территорию. Ощущая непонятно откуда возникающее неприятие, человек подчиняется ему или стремится подавить. В дальнейшем при взаимодействии с окружающими людьми приходится преодолевать инстинктивное неприятие, а также восстанавливать в памяти созданное ранее отношение и, если оно было негативным, то подавлять и его.
Необходимо учитывать, что человек не может просто так изменять те вкусовые и интуитивные определения, которые были заложены им в основы своего мировоззрения, потому что это нарушит из последних сил удерживаемый и сохраняемый в памяти порядок. В то же время он может изменять этот порядок по собственному усмотрению. Например, объясняя себе и другим причины своего выбора, человек в качестве обоснований приводит собственный вкус. Ему нравится так делать или думать и все тут.
Если становится понятно, что успех может быть достигнут только при других условиях, незаметно для себя, меняет первоначальное мнение. В этом человек видит дополнительную свободу мышления и действий. Кроме того, это позволяет не чувствовать свою неполноценность, наследственную ущербность и неполноту готовности к жизни из-за потери возможности «подтасовывать» факты для объяснения себе и окружающим причин своего выбора.
Таким образом, мировоззрение, основанное на отношении человека к окружающему является набором вкусовых и интуитивных определений. Само по себе оно инициирует в сознании и теле напряжения собранности и готовности к борьбе. Что делает внутреннее состояние неравновесным. Неравновесности инициируют животные генерации, которые приходится подавлять дополнительными рефлекторными напряжениями сдерживания.
Но человек не видит в этом ничего плохого, так как уверен, если жизнь подчинить конструктивному мировоззрению, будет потеряно ощущение определенного уровня свободы выбора и действий.
На самом деле конструктивное мировоззрение ни в чем не ограничивает человека. Скорее наоборот, значительно упрощает процесс мышления и жизни, так как освобождает от необходимости удерживать в памяти ненужную и не отвечающую реальности информацию о том, что и почему происходит.
Более того, позволяет не сожалеть об ошибках, упущениях, промахах, неудачах. На самом деле человек всегда поступает так, как видит лучшим для себя в данный момент. Конструктивное мировоззрение позволяет не относить неудачи к ошибкам, а видеть в них закономерности, в которых не были учтены некоторые значимые зависимости, связи и действующие силы.
Для человека, устремленного проявлять инициативную активность, отрицательный результат, тоже результат. Он проводит очередное переосознание, в котором отмечает, что его прошлые предположения оказались неточными. Он думал, что на его доводы партнер ответит согласием, примет его идею, а оказалось, что тот согласился только на словах. И тогда человек задает себе вопрос о том, «что он не учел, не увидел, пропустил».
Необходимо учитывать, что вопрос не относительно того, что теперь делать, раз он ошибся, значит, потерял авторитет в глазах другого человека.
Делать ничего не надо, авторитет формируется не по отдельным событиям, а по способности быть последовательным и по возможности понятным. Конструктивное мировоззрение объясняет суть и дает объективную направленность развития интересующей ситуации. Осознавая эту направленность, человек создает в своем видении хотя бы самые общие представления о будущем. Эти общие представления являются базой для инициирования активности интересом, а не страхом не насыщенности.
Таким образом, любая из причин тяготения мысли и внимания человека к пребыванию в области не конструктивного видения инициируется стремлением пребывать своей мыслью в недвижности, в спокойствии.