Убежденность в том, что каждое действие утомляет, связана с тем, что в своем большинстве деятельность человека связана с работой в условиях найма. Он вынужден принимать предлагаемые условия, которые чаще всего не соответствуют его естественным возможностям и не могут быть реализованы в естественных состояниях. Другими словами, человек не может работать в расслабленном состоянии. Его не поймут и посчитают бездельником.
Привыкая к тому, что любое действие производится в перенапряжении и в неестественных для себя состояниях, человек переносит тот же способ активности и в малый круг жизни, не снижает напряженности. Он неосознанно воссоздает избыточность энергии и напряженности, занимаясь уборкой, заполнением посудомоечной машины, нарезкой хлеба и колбасы. Торопится и ломает предметы домашнего обхода, бьет посуду, редеет пальцы.
В результате неосознанно повышает уровень ответственности за свои действия, фактически приучает себя к тому, что условия деятельности в быту не должны быть оптимальными, чтобы там быстро растрать избыток, накапливаемый в деятельной сфере жизни. Раздраженный и усталый человек приходит с работы и все вокруг него должно «кипеть» до тех пор, пока он не успокоится. Человек в быту не может действовать организованно, если большую часть жизненных действий на работе производит в неестественных для себя условиях и состояниях.
Даже если он приходит и старается какое-то время побыть один и успокоиться, расслабление носит поверхностный характер. Завтра снова на работу, поэтому система инстинктов направляет часть сил на подавление повышенного уровня внутренней напряженности и возбуждения, и доводит его до базового. Дальнейшее расслабление негативно сказывается на организме, и система инстинктов не допускает резких и частых перепадов уровня внутренней напряженности.
Человек находит выход в том, что создает и поддерживает резерв времени в течение дня, недели, года для полноценного отдыха. В предвкушении нескольких дней или недель, когда может не думать о работе, он надеется расслабиться чуть больше. Но это не получается по той причине, что расслабление ниже базового уровня, определенного системой инстинктов оптимальным, связано с возникновением откатных состояний.
На уровне рефлекторных связей устремленность создавать и поддерживать резерв времени для реализации своей устремленности к покою и отдыху имитируется удержанием «нажеванного» за левой щекой, как запаса времени.
Упором кончика языка в передние верхние зубы, а его основания в правый хрящик голосовых связок в видении создается ощущение границы, с помощью которой запас защищается. Средняя часть левой стороны языка фиксирует и удерживает имитируемый запас. Средняя часть правой стороны языка давит на район корня правого нижнего клыка, где удерживается «негодное», в качестве которого имитируется деятельная активность.
Так человек, сжимая губы и напрягая язык, создает в своем видении ощущение дистанции от деятельной активности и отделенности от нее отдыха, как не связанного с ней. Уровень дистанции и усилие, с которым удерживаются и доводятся до затекания рефлекторные позиции, соответствует пределу, далее которого человек ощущает себя не способным защитить свой организм от деформации и даже разрушения.
При снижении уровня реализации этих напряжений ощущаются «откатные» состояния. В первую очередь возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться или задохнуться. Далее идет ощущение потери управляемости и жалость к себе, образуемая усилением общего неприятия ко всему вовне, чтобы внимание сконцентрировать на ротовой полости.
Все эти идущие с уровня физиологических рефлекторных связей проявления и ощущения воспринимаются как беспокойство о здоровье. Ощущение слабости и жалости к себе усиливает неприятие к происходящему во внешней сфере, тем более к активности. Возникающее на физиологическом уровне неприятие значительно препятствует идее организации жизни, в которой отсутствует потребность в отдыхе, как в ничегонеделании.
Спорить с собственной системой инстинктов по поводу возможности жить и при этом не стремиться к абсолютному покою и отдыху, бесполезно. Для животного понятие отдыха связано с возможностью продолжения жизни. Человек не является предметом охоты или добычи, поэтому на отдыхе ему не обязательно пребывать в состоянии анабиоза в укромном месте.
Для выхода из откатных состояний полезно провести переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя. В нем уточнить, что является лучшим, быть волевым и напористым или уметь находить взаимопонимание, и какая активность является определяющей для ведущего разумные преобразования. Полезно напоминать себе, что отсутствие времени для отдыха не означает непрерывной деятельности по реализации своих возможностей для окружающих.
Наоборот, в течение дня человек, ведущий свой внутренний и жизненный процессы к лучшему, обязательно выделяет время для себя. Надо осознать произошедшее за день, переосмыслить свои намерения на будущее, определить необходимое для себя, а также действия, направленные на совершенствование своих возможностей и оптимизацию внутреннего состояния. Прогуливаясь или сидя, человек выполняет крайне важную работу, проявляет инициативную активность. Это не отдых и безделье, в то же время не приводящий к большим затратам труд.
Оптимизация внутренних состояний включает действия, позволяющие наилучшим образом содействовать организму в его устремленности приводить в порядок, в оптимальное состояние все существующие процессы, системы и структуры в теле. Что содействует приходу состояний, гораздо более естественных, нежели после отдыха, например, у телевизора.