Итак, именно смысловая нацеленность жизни определяет приятие идей разумных преобразований или неприятие к ним. Оказывается, дело не в том, что разумные преобразования не получаются, а в поддерживаемой смысловой идее. Каждый человек может сказать, что обрел практически все, чего хотел в жизни, конечно, в объеме разумной достаточности. Поэтому вряд ли его претензии к собственным возможностям разума могут быть правомерными. Дело не в разуме, а в общей устремленности. Когда человек жалуется на то, что не сумел чего-то добиться в жизни, то скорее всего не очень-то стремился. Пребывая в устремленности сохранения существующего неизменным, в позиции «сдерживания скатывания по наклонной плоскости», он вынужден был подавляющую часть своих возможностей тратить на то, чтобы контролировать жизненную ситуацию во всех ее подробностях и для этого пребывать в постоянной концентрации внимания. Конечно, возможностей на достижение поставленной цели оставалось значительно меньше. Но и в этом случае человек терпел неудобства, преодолевал трудности, перенапрягался, но добивался своего в том объеме, который соответствует поддерживаемому смыслу. Например, хотел быть богатым, известным, влиятельным, но в какой-то момент решил, что можно остановиться и быстро истратил накопления. Так происходит во всем, если человек беспристрастно посмотрит на себя и свою жизнь. Любая неудача заключается в отсутствии последовательности, в желании подчиниться установке системы инстинктов и скорее уйти в состояние покоя, спокойствия и отдыха. Пока хватает сил, он «продавливает» ситуацию и добивается своего, реализует свой интерес. Возможности разума используются для продвижения поставленной перед собой цели. Но постоянно поддерживать устойчивое положение становится все трудней, так как растет сопротивление внешней сферы и партнеров, с которыми отсутствует взаимопонимание и согласие по поводу сложившейся ситуации. Желание немного отдохнуть инициирует смысловую идею системы инстинктов «сохранение существующего неизменным». На продвижение новой инициативы нет сил. Человек остается в положении, которое оказалось доступно для него на данный период, зачастую навсегда. Он успокаивает себя тем, что захочет и возобновит активность, но почему-то не хочет. Так курильщик или выпивающий человек уверяет себя, что в любой момент бросит курить, пить, но ничего не происходит, так как в этот период возможности разума пребывают в состоянии покоя и отдыха.
Поэтому решение вопроса относительно вступления на путь разумных преобразований зависит исключительно от понимания, что является «лучшим для себя» сохранение существующего неизменным или возобновление всего в себе и своей жизни. Возобновление всего в себе и своей жизни позволяет человеку удовлетворить не только все обычные потребности, но и основную потребность разума в познании нового. Для этого требуется дать организму и разуму свободу, организму свободу внутреннюю, а разуму свободу для действий. Свобода для действий, направленных на возобновление всего в себе и своей жизни открывает разуму простор для проявления своих индивидуальных способностей, а затем для их совершенствования. Самое главное, это найти способ успокаивать систему инстинктов, готовую инициировать свое управляющее действие по первому сигналу человека о присутствии неудовлетворенности в его жизни. Сигнал об отсутствии достаточности чего-либо в данный момент свидетельствует о невозможности продолжения жизни. Животная система в первую очередь реагирует на отсутствие еды и тепла инициированием режима «экономии энергии и сдерживания активности. Человек сыт и не замерзает, но, если не создает в своем сознании ощущения удовлетворенности результатами своей активности, система инстинктов заставляет его пребывать в режиме «экономии». Что не позволяет повысить уровень внутренней свободы и создать свободу действий для разума. Таким образом, в основе реализации разумной смысловой идеи лежит постоянное подтверждение целесообразности и пользы своей активности для себя, своего материального положения и духовного развития. Понимая, что разумные преобразования направлены только на совершенствование существующего и происходящего в человеке и его жизни, можно утверждать, что своими инициативными действиями человек не может нанести вреда, ни себе, ни кому бы то ни было. Из этого можно заключить, что он может обоснованно создавать чувство удовлетворенности своими действиями, направленными на изменение к лучшему, потому что не производит изменений к худшему.
Воссоздание в сознании представления о главном для себя и своей жизни, о развитии возможностей, за счет которых реализуется продление жизни, уже подготавливает человека к повышению уровня внутренней свободы. Вместо напряжений «сдерживания скатывания» он создает в сознании и теле внутреннее движение в сторону будущего, находится в готовности свободно шагать по жизни. Конкретная цель движения не обозначается, намечается только сама возможность активности. Воссоздание следующего представления о том, что он справился со всеми предыдущими жизненными задачами, помогает обоснованно судить о том, что в будущем он тоже сумеет это сделать. Далее идет насыщение образованных представлений конкретностью. Оно сопровождается следующим рассуждением. Раз главное, это продление жизни и из любой жизненной ситуации всегда есть выход, значит, как бы ни развивались события, можно жить и развивать индивидуальные возможности. Для этого по каждой жизненной направленности выстраиваются возможные варианты изменений. В каждом из этих вариантов человек находит лучшее для себя, и после этого ему не страшны никакие трудности и преграды, потому что главное состоит не в достижении конкретной цели, а в познании жизни. Таким образом, человек создает ситуацию, которая удовлетворяет его в любом случае. Система инстинктов получает сигнал удовлетворенности, и занимается физиологией, а система разума получает свободу действий.