Итак, человек незаметно для себя переходит под управляющее действие системы инстинктов и затем вынужденно поддерживает усредненный уровень внутренней напряженности, не давая себе расслабиться, пока не сделает свое мировоззрение конструктивным и полноценным. То есть пока не станет способным объяснить, что и зачем он делает, какие потребности пытается удовлетворить, с кем видит свое будущее и какие возможности должен развивать, чтобы быть полезным и востребованным в будущем.
Ведением жизненного процесса в сторону оптимизации внутреннего и жизненного порядка, все большего соответствия своих потребностей и интересов условиям своих взаимоотношений и деятельности человек сопутствует раскрытию своих индивидуальных возможностей. По мере их совершенствования он пребывает во все более естественных для себя состояниях в процессе инициативной активности.
Определенность относительно происходящего в себе и в жизни позволяет предвидеть свои возможности в будущем и ощущать их соответствие условиям жизни в будущем. Это означает, что человек упреждает потребность в готовности внутренней собранностью блокировать пугающие его мысли, состояния и ощущения. Он освобождает себя от необходимости встречать неопределенность готовностью к борьбе. Следовательно, может не воссоздавать дополнительные животные генерации и рефлекторные напряжения, не инициировать процесс затекания контрольных точек и затем не испытывать тягостного расслабления.
Ощущая возможность разбираться с причинами движений и изменений, возникающих во внутреннем мире, он видит «лучшим для себя» готовиться к познанию неравновесностей, а затем их разрешать. На вопрос «что делать» отвечает система инстинктов, в рефлексах которой записано, что надо либо нападать, либо убегать. В данном случае бежать или спасаться от возникшей проблемы нет смысла. Животное теряет из виду врага и успокаивается. Человеку от своих мыслей бежать некуда, они всегда с ним. Поэтому для взаимодействия с неопределенностью он обращается к системе разума.
Разум анализирует существующее и происходящее, то есть отвечает на вопрос «что происходит». Для этого человек выстраивает в своем видении модель жизненного процесса со всеми составляющими, действующими силами и зависимостями. Чем полнее созданная модель, тем отчетливее видно, какие связи нарушают и деформируют естественный ход жизни. Это означает, что на вопрос «что происходит в интересующей направленности» система разума дает ответ, что делать, какие зависимости реорганизовать.
Таким образом, наблюдая полноту своей жизни, человек не борется с неравновесностями и не прячется от них, а осознает происходящее, образует новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, чтобы объединить интересующую ситуацию общей идеей, и реализует эту идею. Это касается изменения своих намерений и условий деятельности, а также условий быта и взаимоотношений с партнерами. В любом случае ход рассмотрения и принятия решения является единым.
Когда взаимоотношения организованы на единстве видения лучшего, взаимопонимании, общих интересах, а условия в большинстве действий соответствуют реальным возможностям человека, он видит «лучшим для себя» не поднимать уровень внутренней напряженности и избыточности. Ему не жалко времени на переосознание, так как в дальнейшем оно обязательно компенсируется путем снижения энергозатрат. Используя динамичную систему организации жизни, он приводит в соответствие своим потребностям, интересам и возможностям условия для совершения жизненных действий.
Опыт подобного подхода к разрешению возникающих неравновесностей показывает, что их причиной практически всегда является не конструктивность мировоззрения, что не позволяет регулировать происходящее в жизненной ситуации, создавать благоприятные условия для каждого из заинтересованных участников.
Отсутствие взаимопонимания и согласия приводит к тому, что любой из участников стремится предъявить свои требования и отстаивать свои взгляды, поэтому приходится достаточно долго разбираться в сути, а затем достаточно долго добиваться изменений в условия взаимоотношений и действий. Партнеры спорят, согревая воздух.
Порой человек решает поступать разумно, но не успевает за полнотой жизненных действий, необходимых для возобновления жизни в будущем. Пока он готовится во всей полноте к отдельному действию, оно теряет смысл. Поэтому ему проще блокировать внутренние неравновесности и войти в перенапряжения, чтобы реализовать жизненные действия, и таким образом успевать обеспечивать свою жизнь в будущем. Вот почему снижение уровня внутренней избыточности и вызывает «откатные» состояния ожидание внутренней неуправляемости, и через ожидание голодных болей, страх перед возможной необеспеченностью в будущем.
Итак, человек не способен заставить себя, не контролировать уровень внутренней избыточности и не стремиться компенсировать внутренние неравновесности и жизненные несоответствия. Если он не организует свою жизнь так, чтобы достаточное количество внимания и времени тратить на осознание неравновесности и того, что с ней связано, он обязательно повысит уровень внутренней напряженности, образует напряжения собранности и станет бороться с тем, что его не удовлетворяет в себе или в жизненной ситуации. Никакие разумные доводы не помогут остановить силовой действие системы инстинктов, если человек решил не тратить много времени, чтобы разбираться в сути происходящего в себе и реорганизовывать условия своих действий и взаимоотношений.