Итак, чтобы начать понимать окружающий мир и людей в нем, в первую очередь надо понимать себя, а для этого требуется научиться понимать сигналы системы инстинктов. Описанные в двух предыдущих материалах рефлекторные позиции основаны на контроле уровня не насыщенности, запаса сил и внутренней энергии. Неопределенность жизненной ситуации в будущем требует создания запасов.
Следовательно, понимание себя в первую очередь заключается в создании определенности относительно будущего, а также определении объема необходимого и достаточного для продолжения жизни. В этом случае человек не будет медленно убивать себя бесконечным перекачиванием через собственный организм и психику избыточной энергии, реагируя на каждый импульс инстинктов. Ведь в современном мире, в развитых странах никто не голодает и не замерзает, при желании всегда может найти кров и еду.
И вот здесь человек сталкивается с основной трудностью, с одной стороны, ему хотелось бы научиться понимать окружающих, но животная смысловая нацеленность заставляет сохранять существующее неизменным. Он уже разделил все и всех на то, что нравится и то, что не нравится, что правильно, а что не правильно. Изменение вкуса, по мнению системы инстинктов, может указать на ошибки рефлексов. И тогда человек утверждает, что он понимает себя, свои потребности и интересы, и в не меньшей степени, а даже лучше, чем они сами, понимает окружающих.
Эта позиция тупиковая, но она существует и свидетельствует о наличии достаточно большого объема избытка энергии. Человека устраивает неопределенность в будущем, так как неопределенность в настоящем для него гораздо страшней и большая часть сил уходит на борьбу с ней, а значит, с самим собой. Будущее наступит нескоро, о нем можно пока не думать.
В том случае когда избыток сил снижается, в связи с болезнью или естественным образом по мере взросления, человек пытается продвинуться в понимании окружающего и себя самого, но сталкивается с еще одной проблемой, которая заключается в определении объема необходимого и достаточно для продолжения жизни. Конечно, никто и никогда не сможет точно определить, чего и сколько понадобится для жизни в будущем.
Для понимания этого требования системы инстинктов необходимо учитывать, что она реагирует на откровенный голод и угрожающее жизни охлаждение. Человек живет не в среде дикой природы, где надо добывать пропитание в борьбе. Он вступает на путь разумных преобразований, когда проблема с едой и теплом у него решена, и он знает, что сможет обеспечить себя в этом объеме в будущем, потому что собирается и в будущем быть активным. В противном случае его мысли были бы заняты покупкой теплой одежды и куска мяса. Насущные потребности обязательно дадут о себе знать.
Вопрос о необходимом и достаточном для продолжения жизни в будущем он решает не с позиции системы инстинктов, а с позиции системы разума. В первую очередь создает представление о том, чем и в каких условиях будет заниматься, какие для этого потребуются собственные возможности. Устремленный развивать индивидуальные возможности разума, быть ими системно и реально полезным человек создает обоснованную уверенность в том, что сумеет обеспечить себя в будущем. В связи с тем, что избытки чего бы то ни было мешают развитию индивидуальных возможностей, он упреждает инициирование избытка энергии системой инстинктов.
Обретая представление о минимально необходимом, но достаточном для себя в будущем, и своей возможности в естественных для себя состояниях делать это необходимое доступным, человек образует в своем представлении организованный самодостаточный жизненный процесс. Что сопутствует расслаблению состояния ожидания непредвиденного, несущего вред и опасность.
Каждым своим шагом на пути создания самодостаточного жизненного процесса человек замещает управляющее действие установок инстинктов, постоянно находясь в процессе определения достаточности всего в себе и своей жизни. В противовес установкам инстинктов, устремляющим торопиться брать больше и лучшего качества, человек не просто механически ограничивает себя, он оценивает достаточность относительно способности развивать индивидуальные возможности разума. Избытки, так же, как и недостатки, мешают ему быть внутренне свободным.
При этом он учитывает, что индивидуальные возможности развиваются исключительно при взаимодействии с окружающими, опираясь на общие закономерности строения мира, жизни и самого человека. Таким образом, не отягощает свою жизнь излишними познаниями, а превращает ее в процесс познания. Представление о том, что для продолжения жизни нужен материальный достаток уходит в прошлое. Это не значит, что он ищет рай в шалаше или экономит. Наоборот, в процессе возобновления всего в себе и своей жизни упреждает возникновение потребностей. Еще в процессе переосознания заранее определяет то, что потребуется, и обеспечивает себя. Это относится ко всему, включая бытовые удобства, собственные возможности, уровень взаимопонимания и согласия с партнерами.
Таким образом, величина необходимого и достаточного определяется постоянно в ходе ведения жизни. Что устраняет ощущение ответственности относительно будущего, а также позволяет расслабить напряжения ожидания удара, как вреда спереди справа сверху. Снижение уровня готовности ко всему и собранности позволяет до конца расслабиться тканям левой стороны ротовой полости и глотки, и выйти из состояния ожидания неприятностей внутри себя, то есть перестать контролировать происходящее в ротовой полости и глотке.