Итак, подготовка к любой форме общения с окружающими по сути является способом подготовки себя к процессу познания, с помощью которого человек становится способным разрешать возникающие в жизни неопределенности. Он готовится к открытию нового в уже известном, в частности в своих близких, коллегах по работе и других людях, с которыми его сводит жизнь. Человек действует не по накатанной, слушая внутренний голос, призывающий к тому, чтобы решить вопрос как можно быстрей и как можно лучше, а «настраивает» структуры сознания на спокойное наблюдение. Спокойное потому, что те проблемы, которые его волнуют, существуют давно, но он с ними жил, ничего не подозревая. Значит, сможет прожить то время, которое потребуется для их разрешения. Для этого у него появились внутренние возможности, иначе проблема так и оставалась бы незаметной для него. Управляя своим вниманием, человек не подавляет физиологическое неприятие к людям, а действует поверх него. Необходимо учитывать, что глубинное физиологическое неприятие людей друг к другу лежит в основе инстинкта самосохранения вида, чтобы животные одного вида не охотились друг на друга. Устремляя внимание за пределы временного интервала, учитывающего интересы системы инстинктов, человек не учитывает свое отношение к собеседнику, а просто объясняет себе смысл в поддержании дальнейших взаимоотношений с ним, нравятся они друг другу или нет. В результате наблюдения интересующей ситуации во всей ее полноте, связях и зависимостях, он становится способным сделать в достаточной степени объективный вывод о происходящем в ней. Возможно, этот вывод не абсолютно объективный, но уж точно не субъективный. Человек находит в себе возможность не убеждать себя и окружающих в том, что понимает происходящее в интересующей ситуации или в сознании других людей. На самом деле он понимает, что происходит, но только с позиции участника, то есть с кресла или дивана. Наблюдение всего плана жизни дает иную степень понимания. Занимая позицию «наблюдателя», человек отслеживает и анализирует только развитие жизнеобразующих процессов, того, что самым непосредственным образом влияет на продолжение жизни. Все неопределенности в текущих действиях, реализуемые во временном интервале до трех месяцев, он относит к мало значительному и не значимому, поэтому занимается ими строго ограниченное время. Недоработки и недостатки в них относит к прошлым ошибкам, на исправление которых не тратит время. Своими текущими действиями человек создает будущее, закладывает его основу. Ему жалко времени на выяснение отношений в текущий момент, ведь все, что можно обсудить, обсуждено не один раз. Поэтому мелкие обиды он пропускает, и переключает внимание на углубление взаимопонимания и согласия по жизненным связям, чтобы через три месяца не оказаться снова в той же ситуации, с теми же возможностями понимать, вернее, все также не понимать окружающих и самого себя.
Необходимо учитывать, что человек может опираться на две позиции относительно окружающих, это отношение и стремление быть системно и реально полезным. Управляемый установками инстинктов он оценивает свое отношение к кому-то или чему-то на вкус. Малейшее изменение настроения влечет за собой изменение отношения. Причем, степень изменения отношения зависит от такого множества параметров, что человек порой сам не знает, почему в одном случае ему нравится какая-то черта в собеседнике, а в другом она его раздражает. Им ничего не стоит обидеться друг на друга, тем более, если одному из них приходится отказывать в просьбе другому. Сказать «нет» во взаимоотношениях, основанных на вкусе, очень трудно. Как правило, люди терпят до последнего, внутренне возмущаются, негодуют, но не могут произнести «нет», например, родственникам, которые пришли в гости и хотят остаться надолго. Об этом даже не принято говорить, чтобы не портить отношения. Но однажды терпение лопается, и последствия бывают крайне неприятными.
Процесс углубления взаимопонимания и согласия с партнерами, понимание происходящего и своей роли в нем открывает перед человеком важную возможность, сказать «нет» и при этом не бояться обидеть своим отказом. Устремленный быть системно и реально полезным он заботится о возможности изменений к лучшему в себе и по своим жизненным связям. Одно без другого не происходит. Человеку не может быть лучше, если вокруг ничего не изменилось, если его никто не понимает, а он не может объяснить свои мысли и поступки. И наоборот, если он не изменяется, не повышает уровень внутренней свободы, то не может воспринять того лучшего, которое несет прогресс в цивилизации. Таким образом, устремляя себя быть системно и реально полезным, человек повышает уровень внутренней свободы и уровень понимания с окружающими. Заинтересованные в реализации одной цели они могут говорить вслух о своих потребностях и интересах. Человек выступает инициатором процесса познания, ведет свою жизнь, а не идет на поводу инстинктов, ожидая, что будет дальше, поэтому может объяснить причину отказа. Конечно, для этого он должен опираться на главное для себя и своей жизни, на интерес к возможности продления жизни.