Итак, человек всю свою жизнь борется с беспокойством, которое инициируется неопределенностью во внутренних ощущениях и неопределенностью относительно развития своей жизненной ситуации в будущем. Руководствуясь животным мировоззрением, он не может получить ответов на те вопросы, которые его волнуют. Однажды человек устает и устремляет себя сформировать конструктивное мировоззрение, с помощью которого можно найти причинно-следственные связи между событиями. Но расслабление, которое сопровождает поддержание конструктивного мировоззрения, ведет за собой «откатные» состояния и страхи. На уровне реального сознания они воспринимаются в виде того же самого беспокойства, от которого человек стремился освободиться. Для того чтобы научиться преодолевать действие системы инстинктов, необходимо найти интерес не к накоплению всего, начиная от знаний и впечатлений, оканчивая материальными ценностями, а к еще непознанному, новому. Найти интерес не сложно, сложно произвести внутренние изменения в сознании, переориентировать его с животной смысловой идеи на разумную. Для того чтобы произвести эту переориентацию, вначале надо определить факторы, влияющие на ориентацию процесса мышления.
В первую очередь на ориентацию процесса мышления влияет конструктивное и полноценное мировоззрение. Конструктивное и полноценное мировоззрение помогает научиться разбираться в сути неопределенного. Конструктивное мировоззрение создается опытным путем. Человек отслеживает известные ему события из прошлого в настоящее, находит в них причинно-следственные связи, этим обретает жизненный опыт. Затем становится способным выстраивать перспективу развития этих событий в будущем. Понимая, что в мире нет ничего случайного, и за все приходится платить, человек создает сначала самые общие представления о строении мира, жизни и самого человека. Наблюдая жизненные события и ситуаций, свои и окружающих людей, выстраивает действующие внутренние зависимости, связывающие себя и свою жизнь с окружающими явлениями, процессами и объектами. Представление том, как развиваются они в настоящем и хотя бы общие представления об их развитии в будущем, создает картину будущего. Неопределенность обретает очертания, сначала смутные, потом более отчетливые, проявляет свойства, цикличность, повторяемость. Постепенно становится понятен ее смысл и направленность изменений.
Следующим фактором влияния на ориентацию процесса мышления является системное переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. В каждой направленности жизни человек переосознает прошлое и настоящее, а также создает свои предположения о возможности изменений к лучшему в будущем. Что позволяет поддерживать представление обо всех сферах жизни и взаимозависимостях между ними. Эта информационная платформа является связующим звеном между неопределенным в будущем и уже известным и понятым в настоящем. С каждым переосознанием человек своим мысленным взором постепенно проникает все дальше в будущее, и будто бы немного рассеивает темноту.
Еще одним фактором влияния на ориентацию процесса мышления является организованность жизненной структуры, поддержание и совершенствование единства видения по жизненным связям, взаимопонимания, согласия и на этой основе системы общих интересов. Партнеры не тратят время и силы на то, чтобы доказать друг другу свою правоту, правильность своей точки зрения. Они договорились о том, что «лучшим» является создание более экономичных процессов и структур. Поэтому их общим интересом является изменение к лучшему всего в себе и своей жизни. Конкретно каждый видит это по-своему, а общее видение у них одно. Если в итоге совместных действий затраты энергии не превышают обретений, результат их устраивает.
Большое влияние на ориентацию процесса мышления оказывает организованность времени, внимания, условий жизнедеятельности, быта.
Необходимо учитывать, что человек увязает в неопределенности, в связи с информационной неготовностью своего мировоззрения, и отрывочностью представлений о прошлом, происходящем и будущем, в связи с отсутствием времени и условий для осознания приносимого жизнью. Пока он пытается разобраться в смысле отдельных событий, последующие события затмевают первоначальные выводы. Неопределенность так и остается неразрешимой. Что инициирует через контрольную систему инстинктов генерации страха, который на уровне реального сознания воспринимается, как беспокойство в отношении непредвиденного. Но, даже если иногда человеку удается обрести идею о лучшем для себя, то отсутствие взаимопонимания по жизненным связям инициирует чувство досады. Отсутствия единства видения мешает реализации нового и вызывает неприятие к партнерам. Состояния досады и неприятия к окружающим также становятся причиной беспокойства на уровне реального сознания. Несоответствие условий среды жизненной ситуации своим потребностям и интересам воспринимается человеком через действие контрольной системы инстинктов, как чужеродность окружающей среды, ее злонаправленность и страх перед ней. Таким образом, одного решения изменить ориентацию процесса мышления, не готовиться к борьбе и противлению мало. Требуется понять логику последовательных действий, позволяющих изменить направленность мышления, их пользу для себя.