Итак, человек не доверяет своему вкусу, потому что изначально сомневается в возможностях своего организма, не верит, что в результате его инициативной активности у него получится что-то полезное. Это заставляет его следить за ходом своих действий в состоянии «ожидания неприятностей в настороженности и сверхчувствительности». Такой подход не позволяет выстраивать логические цепочки в сознании и реализовывать длительную последовательность действий. По завершении каждого шага, то есть обдумывании какого-либо действия, человек стремится защитить полученный результат от негативного, по его мнению, влияния окружающих людей и окружающего мира. Другими словами, довести каждый шаг до совершенства. Ведь всем своим вниманием он настроен на поиск худшего, а не на поиск возможности изменений к лучшему.
Немаловажную роль в инициировании недоверия к своему вкусу играет не устремленность человека оценивать свои мысли и действия относительно главной смысловой направленности в своей жизни, направленности развития жизненного процесса и своей индивидуальности. Речь идет о попытках что-то изменить в отдельной направленности жизни, не соразмеряя происходящее и производимое с главным для себя. В этом состоит основная ошибка человека, который решил изменить к лучшему себя и свою жизнь, то есть заняться разумными преобразованиями. Постановка перед собой любой конкретной цели, например, привести в порядок свой дом, подъезд, двор, выучить язык, купить и обставить квартиру, съездить за границу, то есть хоть каким-то образом улучшить свою жизнь, не относится к разумным преобразованиям. Возможности разума, какими были до этого, такими и остаются, появляется лишь жизненный опыт. Устремленность к лучшему – это основная функция системы разума, и человек реализует ее в доступном для себя объеме, используя текущие возможности разума, память, смекалку, усердие и прочие качества, данные ему от природы и обретенные вместе с жизненным опытом. Перед ним возникает множество вариантов, одинаково подходящих к реализации своего намерения. Действительно мир и жизнь настолько многообразны, что добиться результатов можно почти с одинаковым успехом разными путями. Современный уровень развития общества позволяет это сделать невероятным количеством путей, все зависит от цены вопроса. В том случае когда у человека нет единого критерия, относительно которого он определяет оптимальность всего происходящего в себе и своей жизни и того, что собирается делать, он несколько теряется в сомнениях. Можно ориентироваться не только на свой вкус, но и на вкус тех, кто принадлежит к элитным кругам. В итоге приходится насильно заставить себя остановиться на каком-то одном. Но и в дальнейшем, уже пользуясь плодами своего труда, человек остается в тех же сомнениях относительно правильности сделанного выбора, проигрывая другие варианты. Не утихающие сомнения инициируют в нем усиление и так уже существующего недоверия к своим возможностям. При каждом следующем действии уровень недоверия, хоть немного, но возрастает. Человеку приходится подавлять его чувством собственного совершенства. Пропорционально уровню своего совершенства внутри нарастает восприятие своей ущербности и неполноценности.Таким образом, основным отличием привычного способа улучшения жизни от ведения разумных преобразований является постепенное нарастание восприятия своей ущербности и компенсирующего чувства собственного совершенства. Что при естественном с годами снижении уровня энергонасыщенности и физических сил негативным образом сказывается на стоянии здоровья.
Процесс разумных преобразований состоит в развитии и совершенствовании индивидуальных возможностей разума. Это означает, что человек постоянно задается вопросом, как изменить к лучшему то, что его наполняет и окружает. Ответы из памяти он не принимает, так как они уже были использованы и ничего нового и лучшего в жизнь уже не принесут. В разумных преобразованиях торопиться некуда, пока не получается, можно продолжать жить так, как привык. В этом случае своими мыслями и действиями человек по крайней мере не повышает уровень недоверия к своим возможностям и не инициирует восприятие неполноценности.
Главным, для чего человек решает изменять свою жизнь, является ее продление. Поэтому любое действие оценивает относительно главного для себя в жизни. Сверка с главным позволяет видеть совсем не обязательно единственный вариант. Зачастую возникает то же самое множество вариантов, но рассматривает человек их с позиции, содействия продлению жизни. Либо его удовлетворяет единственный вариант, который сопутствует движению в сторону линии главного, либо множество вариантов с одинаковым успехом обеспечивающие его потребности в движении в эту сторону. Человек выбирает тот, который проще реализовать. Что и позволяет не инициировать сомнения относительно правильности своего выбора и оценки результатов произведенного. Не оценивая свои планы относительно главного в жизни, человек остается в сомнениях относительно произведенного в прошлом. Поэтому все дальнейшие начинания также вызывают сомнения относительно своей оптимальности. В результате он ощущает недоверие ко всему созданному и существующему в своей жизни. Зыбкость существующего в себе самом и своей жизни инициирует еще большие сомнения по поводу возможности изменения к лучшему. Постепенно «лучшим для себя» человек видит сокращение круга осознаваемого и концентрация на текущих действиях, на сиюминутном. Одновременно с этим, неприятие к более широким перспективам происходящего в жизни, чтобы их наблюдение не зарождало новых интересов, потребностей, намерений что-либо создавать или изменять в своей жизни. Таким образом, индивидуальные возможности разума и последующая за этим способность не инициировать недоверие ко всему себе и своей жизни развиваются только в одном случае, когда человек ставит главным для себя создание интереса к продлению жизни. В этом случае он исключает из своих целевых устремленностей борьбу с тем, что не нравится и не удовлетворяет. Отсутствие борьбы не инициирует страх проигрыша и восприятия своей неполноценности.