Итак, разумные преобразования заключаются в том, чтобы научиться упреждать действия системы инстинктов. До тех пор пока физический труд и недостаток самого необходимого для продолжения жизни занимал существенное место, человек имел возможность растрачивать избыток и обретать чувство удовлетворенности. Если удавалось купить, «достать», получить в качестве подарка что-то из объема недостающего, забывались все трудности. А самое главное удавалось хотя бы частично расслабить напряжения собранности и готовности ко всему. Современный уровень жизни отличается тем, что все необходимое становится не просто доступным в обмен на труд человека, а предлагается обществом в изобилии. Основной трудностью становится выбор, который с одной стороны, ставит в тупик, с другой стороны, действиями системы инстинктов превращает в охоту за самой вкусной добычей. Человек буквально убивает себя в борьбе за то, что лежит рядом с ним. Поэтому прежде чем учиться продлевать срок своей жизни, надо научиться, хотя бы не выталкивать себя из нее, представляя жизнь чередой неразрешимых неопределенностей. Для чего изменить мировоззрение, организовать свое сознание, информационную и жизненную системы. Но мысли о том, чтобы изменить мировоззрение, вызывают в человеке ощущение усталости, не меньшей, чем по завершении тяжелой физической работы. Становится жалко себя и не хочется ничего менять в себе и своей жизни, жалость к себе застилает сознание. Чтобы сделать следующий шаг, полезно понять природу жалости к себе. Итак, любая не разрешаемая неопределенность рождает действиями инстинктов ощущение вреда и опасности, то есть ожидание неприятностей. Одновременно с этим инициируется восприятие злонаправленности происходящего в себе и в жизни и страх, призванный активизировать выработку энергии в теле, дать возможность подготовиться к будущей борьбе. Либо к спасению бегством от вреда и опасности. Для скорейшего накопления избытка активности в теле инициируется режим экономии энергии. Напряжениями ежения и пережатия кровотока по конечностям удерживается тепло. Имитация и удержание «нажеванного» за левой щекой позволяет полнее впитаться слюне в подготовленную к глотку пище. Обжатие желудка позволяет полнее впитаться пищеварительным сокам в проглоченную пищу, она лучше переваривается и полностью усваивается.
Сдерживается деятельная активность для того, чтобы не отвлекаться ни на что другое кроме подготовки себя к встрече с опасностью. Опасностью в современном мире является все непонятное, новое, неизвестное, которое обрушивается на человека практически ежедневно. Чем больше неразрешимых неопределенностей относительно происходящего в себе и в жизни, тем активнее рассмотренные животные состояния, напряжения и генерации, тем сильнее сжимается кольцо сдерживания в реализации полноты жизненных потребностей и интересов. Полнота жизненных интересов разумного человека в первую очередь включает интерес к познанию, наблюдению и осознанию происходящего в жизни. Скованному напряжениями режима «экономии энергии» система инстинктов запрещает думать о том. что выходит за рамки круга привычного. Человек подменяет интересы к познанию, к осознанию происходящего и будущего интересами потребительскими. Ему не хочется думать о происходящем, о будущем, о смысле жизни для себя, о главном, направленности своих индивидуальных возможностей, организации жизненного процесса. Устремленность разума к новому и лучшему он удовлетворяет потреблением того, что нравится, значит, известно и понятно. В связи с этим в сознании увеличивается уровень неопределенности относительно происходящего и будущего. Множество отдельных неопределенностей сливаются в единую, создавая практически непроницаемую стену неведения относительно будущего. Человек приводит себя в состояние, естественное для животного, реализующего свои действия в среде дикой природы. Но в отличие от животного, вынужденный постоянно поддерживать в себе программы сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности, человек одновременно работает и общается с людьми. Из-за необходимости преодолевать барьер сдерживания он сильно устает. Эта усталость распространяется не только на деятельную, но и на информационную активность. Ведь инстинкты не отличают один род занятий от другого. От физической усталости удается избавиться во время отдыха, а от мыслей о будущем деться некуда. Человек ощущает состояние, которое ему знакомо и возникает естественным образом при длительных физических нагрузках, когда организм не успевает выводить шлаки. В его сознании возникает ощущение своей слабости, ведь он устает практически от всего. Своими негативными мыслями человек в очередной раз заводит контрольную систему инстинктов, которая в очередной раз повышает уровень режима сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности. В результате человек постоянно обеспокоен одной и той же мыслью, хватит ли у него сил на работу, на общение? Ему жалко себя, слабого. Кажется, что другим жить гораздо легче, они полны сил и энергии.
На самом деле современному человеку не стоит беспокоиться об отсутствии сил. Он питается достаточно сытно для того, чтобы вырабатывать необходимое количество энергии в единицу времени. Не хватает определенности относительно происходящего вокруг, направленности своей индивидуальности и применении своих способностей.